Новости | Писатели | Художники | Студия | Семинар | Лицей | КЛФ | Гости | Ссылки | E@mail
 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ ДВАДЦАТЬ ПЯТОЕ.

 

СОБИРАЕМ КНИЖКУ

 

17 февраля 1999

 

М.О., НАДЯ
НИНА, ДИМА, НИКА, АНЯ, СВЕТА, ВОЛОДЯ, АЛЕША, ВЕРА, СЕРЕЖА, ОЛЕГ, ВЕРОНИКА

 

АНЯ. Все эти рассказы связаны вопросом - поняла ли мама Дениску? Понял ли папа Дениску? Поняла ли Аленка Дениску? Это рассказы о понимании.

М.О. Видимо, так. Как будто бы Дениска все время попадает в какую-то историю, в которой нужно, чтобы кто-то его понял. Чтобы его поняла мама. Чтобы его понял папа. Чтобы его поняла Аленка. А почему Дениске так хочется, чтобы его поняли?

АНЯ. Потому что там всегда есть вот это... “обыкновенное” чудо, с которым ему одному очень трудно разобраться.

М.О. Да... ему очень трудно это свое ощущение чуда выразить словами. И он нуждается в том, чтобы кто-то без слов его понял. Поняла мама Дениску?

СЕРЕЖА. Да, мне кажется. В последних строчках рассказа “Он живой и светится” мама поняла его... она не “про себя” поняла, а словами поняла... Она сказала - да, Дениска, это настоящее чудо!

М.О. Это волшебство, сказала мама. Но понять-то было просто? Или непросто?

СЕРЕЖА. Нет. Она потом сказала - как же ты решился променять самосвал на какого-то светлячка?

ВЕРОНИКА. Взрослым очень трудно понять детей. Потому что они... в детстве были в этом мире, где Дениска. А потом они вырастают, и все забывают...

М.О. Очень трудно, но возможно?

ВЕРОНИКА. Возможно.

М.О. И мама совершает это усилие.

АНЯ. Мне кажется, что она не осуждает ребенка, говоря, что - как же ты мог? Наоборот, она спрашивает... как бы в себе она уже поняла, почему он променял... ей светлячок тоже нравится. Но она хочет узнать его мнение... понять, правильно ли она поняла... убедиться в чем -то...

М.О. Допытаться, да? Вспомните, там одна из последних фраз - когда она спрашивает, Драгунский говорит... “она ПРИСТАЛЬНО посмотрела на меня и спросила: “ А чем же, чем он лучше?”, этот светлячок?

АНЯ. Мне кажется, что она даже восхищается своим Дениской - что он не пожалел самосвала, когда другие дети бы сказали - что там, подумаешь!

М.О. Этот пристальный взгляд мамин говорит нам о том, что мама действительно ХОЧЕТ понять своего сына.

Так что получается, мама-то оказывается на высоте. Она поняла. А во втором рассказе “Красный шарик в синем небе” никакого взрослого человека понимающего нет. Там есть маленькая глупая Аленка.

ВЕРА. Она поняла все-таки Дениску. Она же в конце, когда они с Дениской прощались, сказала: Если бы у меня были деньги, я купила бы шарик, чтобы ты его выпустил. Она его поняла.

М.О. А ЧТО именно она поняла?

СЕРЕЖА. Что ему стало жалко шарик...

ВЕРОНИКА. А мне кажется, что для него было главное - не шарик, а то, что он летит в синем небе.

НИНА. Она, наверное, поняла, что он его выпустил по каким-то своим причинам, она поняла, что он ее старше, и она должна его слушаться.

(с м е х)

М.О. А как вы думаете, Аленка, когда вот так говорила “ я купила бы еще шарик, чтобы ты его выпустил”, она чего хотела больше всего?

ВЕРА. Утешить его.

М.О. Утешить, развеселить. Сделать так, чтобы ему было хорошо. Может быть, она и не поняла, почему он его выпустил, но она одно поняла - что ему было очень радостно его выпустить. И она эту радость готова ему доставить еще раз, по крайней мере. Так что... получается, что поняла все-таки Аленка, хотя она и маленькая. А вот в последнем рассказе - “Девочка на шаре” - было посложней.

НИКА. Здесь есть “наоборот”. В одном рассказе - маленький, а в другом - взрослый человек.

М.О. Совершенно верно - в двух рассказах взрослые люди, мама и папа, а в одном рассказе - маленький человек, Аленка. Так... понял ли папа Дениску?

ДЕТИ. Понял.

М.О. Почему вы решили, что понял? Ведь помните, мы на прошлом уроке спорили по этому поводу!

ВЕРА. Потому что он, как Аленка, УТЕШАЛ... Она, поняла или не поняла, но она его - утешала... И папа то же самое. Не увидел Дениска эту девочку - и папа: давай туда зайдем, давай сюда зайдем... Понимал все, конечно.

СЕРЕЖА. Он понимал, что прошлого уже не вернуть.

М.О. А помните, мы говорили с вами, вы даже мне таким... осуждающим тоном говорили - папа ничего не понимает, видит, что мальчику плохо, а он каких-то артистов ему предлагает смотреть, львов каких-то, какое-то мороженое... вы говорили мне, что это знак того, что папа Дениску не понял.

ОЛЕГ. Понял.

М.О. А почему тогда он все это делал - приставал к Дениске с мороженым, с водой?

СЕРЕЖА. От радости. Папе, наверное, весело было, что он побывал в цирке с Дениской.

СВЕТА. Нет, я думаю, чтобы отвлечь его от грустных мыслей. Чтобы он забыл про эту девочку.

М.О. Хоть на какое-то время.

АНЯ. Вы даже нам говорили, что когда мужчина другому мужчине вот так сжимает руку, то это значит - держись! Еще не такое бывает!

М.О. Ну да... по-мужски...

АНЯ. Мне кажется, он его понял. Потому что и с ним такое бывало... как с мамой когда-то...

М.О. Да. Но понимаете...вот смотрите, какая интересная штука - когда я на одном из уроков сказала, что “восьмилетнего мужчину” поняли две женщины - взрослая и маленькая, Ника изумился - КАК? МУЖЧИНУ восьмилетнего? А я сказала, что мужчина всегда мужчина - восемь ему лет или пятьдесят четыре, или семьдесят пять.

ВОЛОДЯ. А может, пятьсот?

М.О. И пятьсот. Бывают мужчины, которым пятьсот лет. Вот Пушкину в этом году двести лет исполняется. Он же от этого не перестает быть мужчиной.

(с м е х)

Точно так же и женщина. Посмотрите - у нас есть мама Денискина... мы ее всякой видим - мы видим, что она может с тетей Розой болтать, забывая о своем голодном ребенке, вечером они сидят пьют чай с брынзой, она, наверное, скучает о папе, когда его долго нет, да? Такая... обычная женщина. Как наши мамы, как наши тетушки. Как те, кого мы знаем. Есть Аленка. Совершенно обычная девочка. С глазами, которые похожи на кнопки. Аленка, которую дядечка какой-то в магазине поднимает на руки, брызгает одеколоном... Обычная девочка.

Но как вы думаете, был ли в жизни папы такой эпизод, когда он пережил что-то, напоминающее чувство Дениски к этой девочке? Помните, какая была девочка на шаре?

АНЯ. Она была... светящаяся... недоступная ему...

М.О. Конечно. Это было чудо! Волшебство. Как волшебством был... ведь даже, помните, там было удивительное сравнение: мама про светлячка говорит - да, это волшебство. А девочка на шаре - помните? Там ГАСЯТ СВЕТ... И она начинает СВЕТИТЬСЯ в темноте.

НИНА. Да нет, она не светится. Это на нее прожектор...

М.О. Я могу вам прочитать. Там написано, что девочка умела светиться в темноте.

НИНА. Да это Дениска так думал.

М.О. Совершенно неважно, он думал или так на самом деле было... но девочка светилась, и Дениска это видел. И он говорил - КАК В СКАЗКЕ! Так что получается, что и светлячок, и девочка - это все ЧУДЕСНЫЕ СУЩЕСТВА. На которые можно только глядеть, любить, но руками их трогать нельзя. И жить с ними невозможно.

ОЛЕГ. Они как сказочные герои.

М.О. Сказочные герои... Вот! Они - как сказочные герои, нечаянно попадающие в наш мир. И очень больно с ними встречаться. Потому что... не живут они в нашем мире. Они исчезают. Как вы думаете, была ли в жизни денискиного папы - такая или подобная встреча?

АНЯ. Может быть, до того, как он женился на денискиной маме... или наоборот, когда он в первый раз увидел маму...

М.О. Да. Может быть, когда-то Денискина мама была такой же прекрасной жар-птицей. А потом она превратилась в обычную маму. Это тоже бывает. Иногда. Так в этот момент... смотрите, какая штука: папа-то, наверное, понял Дениску, а какие вопросы задает Дениска самому себе в самом конце? Ну-ка глянем...

НИКА, Почему он шел так быстро? Почему он не разговаривал со мной?

ОЛЕГ. Потому что он сам расстроился.

АНЯ. Он переживал за него.

М.О. Он переживал и за него, и за себя. И еще, наверное, знаете, что он думал - как быстро повзрослел мой мальчик! Ему доступны уже такие сложные чувства! И было у него “серьезное и грустное лицо”. Вот тут-то они, наверное, и поняли друг друга. Ведь Дениска тоже папу не понимал. Понимал Дениска, что папа хочет как-то облегчить ему жизнь? Что он хочет... ну давай выпьем ситро! Ну давай - мороженое... Дениска понимал, для чего это папа делает?

ДЕТИ. Понимал... не понимал...

НИНА. Раз он задает ТАКИЕ вопросы, как он может понимать?

ОЛЕГ. Вот именно - раз он задает ТАКИЕ вопросы, значит - понимает.

М.О. Может быть, не в той мере понимал, как можно словами выразить, но что-то все-таки, наверное, понимал.

Как интересно! Оказывается, один из очень важных вопросов, которыми нас вообще Виктор Драгунский “озадачивает”, - это то, КАК МЫ С ВАМИ ПОНИМАЕМ ДРУГ ДРУГА?

Я вот иногда думаю... допустим, вот - Ника как-то себя ведет. Есть такие люди, или такой человек, которому Ника своим поведением показывает что-то... вот он сейчас сидит - видите, что делает. А я смотрю на него и, знаете, что думаю: что этот человек мне этим хочет сказать?

СЕРЕЖА. Что ему неинтересно слушать.

М.О. Кажется, не совсем так. Но... понимаете, мы все время смотрим друг на друга и поведение друг друга как-то для себя... расшифровываем. Мы говорим не только на том языке, на котором мы разговариваем, но еще и на языке нашего поведения. Мы своим поведением что-то друг другу говорим.

НИКА. Жестами.

М.О. Да. И далеко не всегда... Тут недавно выяснилось, что я один раз очень сильно обидела Нику... было... вот точно помню тот случай... и я извинилась тогда, но... помнишь это, Ника?

НИКА. Да.

М.О. Вот... до сих пор помнит. И Олега один раз очень сильно обидела. Но... не хотела! Честное слово, не хотела. И если обидела, то еще раз прошу прощения.

А теперь представьте себе, что вам из этих рассказов надо составить книжку. У Ники уже есть такой опыт - он придумал издательство “Умный еж”. И Ника собирал книжку. Скажи, пожалуйста, Ника, в какой последовательности ты расположил стишки, которые в этой книжке собраны? Был у тебя какой-то принцип, которым ты руководствовался, когда располагал стишки один за другим в книжке?

НИКА. Первое мы решили поместить - Машино. Маша так очень хотела.

М.О. Маша захотела, поэтому ее стихотворение попало первым.

НИКА. Второе мы решили - самое цветное. А третье - самое интересное.

М.О. Вот видите - все не просто так. У них был какой-то план, по которому они располагали в книжке стихи.

НИНА. А кроссворды мы размещали просто, кто первый принес, кто второй и так далее.

М.О. То есть по чистой случайности. Но это не совсем удачный редакторский принцип. Вот смотрите - в этой книжкесобраны рассказы Драгунского. И в этой. И в этой. Но названия у всех книжек разные. И рассказы в них расположены по-разному. Тут - один принцип какой-то применен... Тут - другой... Тут - третий... Каждый редактор располагает рассказы в определенном порядке. Чем-то руководствуясь.

АНЯ. Мне кажется, вот эти три рассказа, которые мы первыми прочитали, они похожи. Мне кажется, что их надо - отдельно. Объединить и отдельно поставить.

М.О. Вот об этом я и хочу вас попросить. Представьте себе, что вы собираете детскую книжку. Из рассказов Виктора Драгунского. В каком порядке... вы бы их расположили?

ОЛЕГ. В том порядке, в котором они были прочитаны.

АНЯ. Я бы расположила так - сначала Дениску поняла Аленка, маленький человек, потом его уже поняла мама, а в конце самом - его уже понял даже папа. А “Куриный бульон” - отдельно.

СВЕТА. Сначала - “Он живой и светится”, поскольку там рассказывается о Дениске и его маме, а потом бы я поставила - “Девочку на шаре”. А потом - про Аленку.

НИКА. Первая - “Красный шарик в синем небе”. Второй - “Он живой и светится”. Третий - “Куриный бульон”. А четвертая - “Девочка на шаре”.

ВЕРОНИКА. Первый - “Он живой и светится”. Второй - “Красный шарик в синем небе”. Третий- “Куриный бульон”. Четвертый - “Девочка на шаре”. И вот почему. В первом рассказе - мама и Дениска. Папа в командировке. Во втором рассказе про папу тоже не упоминается. В третьем - папа приезжает из командировки. А в четвертом - они идут с Дениской в цирк.

М.О. Замечательно. Олег, у тебя какие соображения?

ОЛЕГ. Я расположил бы в том же порядке, в котором Вы их нам прочитали. Только “Куриный бульон” переставил бы в самый конец.

М.О. Теперь еще один вопрос, который может нам помочь. Если бы нам надо было в какой-то цвет окрасить каждый из этих рассказов. Или настроение какое-то о каждом из них... передать. “Он живой и светится” - какой там цвет... какое настроение?

АНЯ. Желтый. Серое с желтым.

ВЕРОНИКА. “Он живой и светится” и “Девочка на шаре” похожи по настроению... Спокойное... вечернее настроение. Выключается свет - и...

М.О. Можно ли такое настроение назвать - светлой грустью?

ВЕРОНИКА. Может быть...

М.О. А “Красный шарик в синем небе”? Можно сказать, что там светлая грусть? Какое там настроение?

ВЕРА. Веселое. Весеннее.

М.О. Там все гремит, сверкает, шумит. Аленка кричит. Машины гудят. Милиционеры свистят. И самые последние строчки - они идут, и Дениска думает: как хорошо! Какое солнышко! Как все звенит! Как жаль, что я не могу Аленке рассказать, она еще маленькая, не поймет. Какое там настроение?

СЕРЕЖА. Радостное.

НИКА. Красное.

М.О. Правда, к этой радости примешивается чуть-чуть оттенок грусти, но он не такой, как в тех двух рассказах.

(обрыв записи)

ПОСЛЕ ПЕРЕРЫВА

М.О. Первый кадр “Куриного бульона”...

ОЛЕГ. Мама принесла курицу и сказала, чтобы папа с Дениской сварили обед.

М.О. А потом... мы видим Дениску, который рисует картинку. И на картинке - что-то похожее то ли на белочку, то ли на лес, то ли на дяденьку с бородой... И когда папа приходит, Дениска ему этот рисунок несет.

Папа говорит, что это - пожар, Дениска говорит - посмотри хорошенько! Потом папа - извини, это - футбол?

Тут Дениска... как можно настроение Дениски в тот момент показать? “Ах, извини, это, наверное, футбол”.

Я сказал: Ты какой-то невнимательный! Ты, наверно, устал?”.

ОЛЕГ. Они как бы местами поменялись.

ВЕРОНИКА. Дениске стало чуть-чуть обидно.

М.О. Чего он обиделся-то?

ВЕРОНИКА. Что папа не узнает. Что - непонятно, что ли, что нарисовано?

М.О. Интересно! Мне самому непонятно, что я нарисовал, а папа должен угадать!

АЛЕША. Потому что он - повзрослее.

М.О. Потому что это, простите, МОЙ ПАПА! Я могу не понимать, но МОЙ ПАПА должен понять. А он какой-то невнимательный. Он, наверное, устал? А как вы думаете, как - в душе! - папа реагирует на эти слова? Ему сын говорит: ты, пап, какой-то невнимательный!

ДИМА. Ему стыдно.

М.О. Наверное... и он стыдливо так отвечает - да нет, просто есть хочется.

ОЛЕГ. Отмахнулся.

М.О. Но во всяком случае папе было неприятно продолжать этот разговор. Ладно. Как вы думаете, а чем объясняется потрясающий папин монолог про блюда, которые можно приготовить из курицы? После того, как сын сказал ему - ты какой-то, папа, невнимательный.

(с м е х)

ДИМА. Он оправдаться хочет. Что он все-таки не такой уж глупый.

М.О. Видимо, так. Папа хочет ко всему еще Дениске сказать - ты посмотри, какой я умный! Смотрите, какие тонкие сложности в отношениях людей нам Драгунский показывает, а мы... расшифровываем! И после этого они договариваются о курином бульоне, и начинается очень интересная штука.

Вот двое мужчин остались вдвоем на кухне. У них простая задача - куриный бульон сварить. Как ведут себя на этой кухне папа и Дениска? Кто там работает, а кто командует?

АНЯ, ВЕРА, СВЕТА (почти в один голос) Дениска работает, а папа командует.

М.О. Дениска работает, причем работает - с полной отдачей сил. Он работает. Как ему велено, так он и работает. Ему сказали - стриги, он - стрижет. Добросовестно. А папа вот ходит и командует. А потом он хлопает себя по лбу и говорит: бестолковые МЫ С ТОБОЙ!

НИНА. Именно - МЫ!

СЕРЕЖА. Не сказал же - бестолковый Я! Он хотел сказать Я, но сказал - МЫ.

М.О. Понятное дело! Папе теперь надо доказать, что он все умеет... и он схватил курицу - и побежал на кухню ее обжигать... А здесь кто работает, кто командует?

ВЕРА. Опять Дениска...

М.О. А непонятно - папа курицу палит. Но делает он это как-то так... нескладно. Дениска с какой интонаций к нему обращается?

СВЕТА. Опять все не так...

М.О. Нет, папочка, дорогой ты мой, - говорит Дениска, - это не она прокоптилась, она просто вся в саже... давай-ка, папа, я ее вымою... А папа опять - да ты... умный! Ты весь в меня!

(с м е х)

И после этого он вообще уселся на табурет и сказал - ну, давай делай теперь все сам. А то я устал. Я лучше погляжу, как у тебя получается.

Дениска моет курицу, а папа покачивается на табурете. Дениска же приговаривает: ВОТ ЧТО ТЫ, ПАПА, С НЕЙ НАДЕЛАЛ! Совершенно не отстирывается!

Потом Дениска моет курицу с мылом, потом трет ее щеткой. А папа сидит на табуретке и командует. И в конце концов говорит: Да ты я вижу совсем не умеешь мыть курицу!

И тогда Дениска...

СЕРЕЖА. Папа, а ты попробуй САМ!

М.О. Чудные отношения! Правда? Ну никак у папы не получается...

ДИМА. На кухне - война.

М.О. Да... показать своему ребенку, что он сильный, умный, все понимает и все делает лучше. Теперь смотрите... это уже финальная сцена. Будьте особенно внимательны. До сих пор мы видели: папа с сыном готовят бульон, и папа все время оказывается каким-то... не умеющим варить куриный бульон, не умеющим обращаться с курицей. А Дениска на все это смотрит... как он на это смотрит?

АНЯ. ЭХ ТЫ, ПАПА!

М.О. Вот именно! Прямо так заметно. В конце концов у папы все-таки кончилось терпенье - он курицу из-под шкафа достал, прополоскал, в кастрюлю положил и крышкой накрыл. Ура! Но в это время пришла мама. И оказалось, что с курицей у папы с сыном так ничего и не вышло... Так что - кто в доме оказался самый умный и самый главный!

ДЕТИ. Мама!

М.О. А чем заканчивается рассказ?

АЛЕША. Дениска маме рисунок показал.

М.О. Зачем?

СЕРЕЖА. Он хотел проверить, действительно ли мама такая умная.

М.О. Ну да... ведь это - ОГО! МОЯ МАМА! И... что из этого показа вышло?

(далее фрагмент записи оказался испорчен)

М.О.... вопрос, поняли ли родители Дениску? Дениска с папой так долго пытались выяснить все-таки, какой же папа... Или он - ЭХ ТЫ, ПАПА! Или - ОГО-ГО, МОЙ ПАПА! И получилось все-таки - Эх ты, папа! А мама оказалась - ОГО-ГО! Но и эта мама, извините, не увидела в Денискином рисунке белочку. Слушайте, а почему папа видит то пожар, то футбол, а мама- швейную машинку?

ВЕРА. Потому что папа увлекается футболом, а мама шьет.

АНЯ. Каждый видит - свое. Папа- себя, а мама - себя.

ОЛЕГ. По-моему, папа смотрит телевизор... ведь пожар-то откуда?

М.О. Вот и главный вопрос - поняли ли родители Дениску? Есть ли какое-то соприкосновение с теми тремя рассказами, которые мы уже прочитали?

ОЛЕГ. Еще какое!

М.О. Слушайте, а ведь тогда, когда мы только начали говорить о “Курином бульоне”, мне сказали, что этот рассказ отличается от всех остальных тем, что в нем нет чуда. Но если там нет никакого чуда, вообще никакого, чего ж мы хохотали, как безумные?

НИНА. Там есть чудо... чувства юмора!

М.О. Да... чудо здесь какое-то особенное. Так куда же мы с вами поставим “Куриный бульон” в нашей книжке?

ОЛЕГ. Пусть пока в “черной дырке” лежит.

М.О. В “черной дырке”?!

НИКА. Я хочу расшифровать Олега: “черная дырка” - это “черная дыра”.

М.О. А вам не кажется, что “Куриный бульон” вообще в каком-то другом ряду стоит? Те же самые “Денискины рассказы”, но - какая-то другая линия? Подумайте об этом дома. И с этого начнем в следующий раз. А теперь - под занавес - я прочитаю вам еще один рассказ из этой книжки, какой вы сами захотите.

(по просьбе детей читает рассказ “Мотогонки по отвесной стене”)

 

 

 
 

 

 

КОНЕЦ ЗАНЯТИЯ. ОБЩЕЕ ВРЕМЯ - 80 минут.

 

 

  

Редактор - Сергей Ятмасов ©1999