Новости | Писатели | Художники | Студия | Семинар | Лицей | КЛФ | Гости | Ссылки | E@mail
 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ ДВАДЦАТЬ ВТОРОЕ.

 

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

 

4 февраля 1999 г.

 

М.О., НАДЯ
АНЯ, СВЕТА, ДИМА, ВЕРА, СЕРЕЖА, НИКА, МАША, ВОЛОДЯ, АЛЕША, ВЕРОНИКА

 

М.О. Мы прочитали рассказ Виктора Драгунского “Он живой и светится”. Понятно, что это рассказ. В нем автор рассказывает о том, что было.

ВЕРА. Что с ним было в детстве.

М.О. Возможно. Тем более, обратите внимание - он все время говорит от имени героя - Я.

Итак, вроде бы здесь описывается всего лишь случай из жизни. Но если бы это был только рассказ о том, что было, как, наверное, скучно было бы читать. Ведь по сути дела, что произошло?

ДИМА. Мальчик променял самосвал на светлячка.

М.О. Да! Но что же мы так, затаив дыхание, слушали эту историю... не иначе произошло какое-то чудо! И мы его заметили. Как же оно произошло? Никто специально палочкой не махал, заклинаний не произносил, волосок волшебный не рвал...

НИКА. А может, из космоса волшебник какой-то палочкой махнул... или волосок разорвал?

М.О. Из космоса? Вот - пространство рассказа.

(рисует на доске)

Вокруг - необъятный космос. Кто же нам в рассказе чудо устроил, палочкой махнул?

ВЕРА. Автор.

М.О. А как, интересно, он это сделал? Ведь сначала никакого чуда не было... но автор так все сделал, так устроил, что мы - встретились с чудом! Как же он все это...

ДИМА. Организовал.

М.О. Да. Я прочитаю вам рассказ еще раз. Вы заметили, что когда читаешь какое-то произведение второй или третий раз, то замечаешь много такого, чего сначала не видел? Я буду читать и... Давайте обратимся за помощью к Спилбергу и посмотрим, как показаны события этого рассказа. Первый кадр, второй и так далее... А заодно и посмотрим, где тут появляется чудо.

(ч и т а е т)

М.О. Итак, первый кадр.

НИКА. Там еще ничего не происходит. Он пустой, этот кадр.

М.О. Ника считает, что первый кадр совсем пустой. Значит, Виктор Драгунский неумелый писатель, раз он столько места в книжке потратил попусту.

НИКА. Нет... первый кадр нас подготавливает... там показано, как мальчик маму ждал...

СЕРЕЖА. Там какую-то роль играет самосвал.

М.О. О! Положим на полочку. Это очень важное слово - самосвал. Но мы видим его в первом кадре? Он здесь упоминается?

ДЕТИ. Нет.

ВЕРОНИКА. Первый кадр - это вступление.

М.О. Вступление, которое подготавливает для нас встречу с чудом. Тогда у нас есть необходимость ВНИМАТЕЛЬНО посмотреть на первый кадр. Где все это происходит?

НИКА. Песочница.

ВЕРА. Двор.

М.О. Да, все происходит во дворе городской многоэтажки. В первом кадре есть двор?

ДЕТИ. Да.

М.О. И во втором - тоже. А в третьем?

ДЕТИ. Нет. Там квартира.

М.О. Да. И сначала мы видим мальчика, одиноко сидящего в песочнице, а потом автор перемещает нас в дом, в квартиру... Что происходит с этим мальчиком в этой песочнице?

ДЕТИ. Он очень ждет свою маму.

М.О. А как мы узнаем об этом, кроме того, что он сам говорит, как он ее ждет и как ему скучно? Как показано его настроение?

СЕРЕЖА. Становится все темнее и темнее...

НИКА. В доме зажигаются огоньки.

М.О. Почему?

СЕРЕЖА. Родители идут домой с детьми, включают свет... они - дома!

НИКА. А Дениска не может попасть домой без мамы...

ВЕРОНИКА. Он хочет, чтобы зажегся в его квартире огонек... и вот он получает огонек- светлячка!

М.О. Да. И тут еще одно очень важное слово появляется. Это слово - мама. Посмотрите, в первом кадре есть живая, настоящая мама?

ДЕТИ. Нет.

М.О. Но она все время присутствует, потому что мальчик о ней думает. Он все время думает о маме. И какие мысли ему приходят в голову? И какие чувства он испытывает к маме в этот момент?

СВЕТА. Он ее любит.

М.О. Понятно. Он ее очень, очень любит. А еще?

СВЕТА. Он на нее обижен, что она так долго не идет. И еще он думает, что она, наверное, с какой-нибудь тетенькой разговаривает... Ревность.

М.О. Да. Ревность. Он очень-очень любит ее, очень-очень ждет ее и ревнует ее к чужой тетеньке... Смотрите, он весь сосредоточен только на одном: скорей бы пришла моя мама! Вот если бы мама сразу пришла вдруг к нему... но этого нет. И мальчику очень грустно... даже посмотрите, какие образы - облака похожи на бородатых стариков!

ВЕРОНИКА. Не грустно, а страшно даже!

М.О. Да. И другие ребята все уже с родителями дома. И в окнах горят огонечки. А у Дениски нет такого огонечка.

АЛЕША. А может, этот огонечек - это мама?

М.О. Очень даже может быть. Любовь, красота, нежность, забота, тепло... Дениска мечтает о маме, смотрит на огонечки в квартирах... и - у него ничего этого нет сейчас. И ему все грустней, и грустней, и грустней. Вот. А вы говорите, что ПУСТОЙ кадр! Что нет там никакого чуда. Смотрите, как Виктор Драгунский показывает нам, - СЕЙЧАС СВЕРШИТСЯ ЧУДО! Иначе... зачем ему было начинать весь этот рассказ?

Но - двинемся дальше. Во втором эпизоде...

ДИМА. Появляется еще один мальчик.

М.О. У нас теперь два мальчика в песочнице. У одного мальчика -...

ДЕТИ. Светлячок.

МАША. А у другого - самосвал.

М.О. Ну вот... теперь у нас есть самосвал и есть светлячок. Что перетянет? И как вообще эти мальчики относятся к своим предметам? Мишка - к светлячку, а Дениска - к самосвалу?

СЕРЕЖА. Дениске самосвал подарил папа.

АЛЕША. А Мишка светлячка поймал, наверно, где-нибудь.

М.О. Чудные мои люди! А вот скажите, есть ли у вас какие-нибудь предположения о том, каковы домашние отношения в семье Дениски?

МАША. Мама. Папа.

АЛЕША. И сын.

ДИМА. Такой папа, которого постоянно нету. Он или летчик, или моряк... он в командировках всегда.

М.О. Да, там очень интересная семья. Молодая мама, которая учится в институте. И какой-то такой постоянно отсутствующий папа...

АНЯ. Почему мама учится? У меня мама тоже в институт ходит, но она там работает!

М.О. Короче говоря, либо она студентка, либо молодой научный работник.

НИКА. И самосвал напоминает Дениске о папе.

М.О. А Мишка?

ВОЛОДЯ. Он сразу увидел самосвал!

М.О. Он моментально положил на него глаз. Вещь-то хорошая! И, смотрите, он все готов за него отдать! Все эти Гватемалы, Барбадосы, надувные круги... Как вы думаете, все эти вещи имеют ценность для Мишки?

ДЕТИ. Да... нет...

М.О. Да или нет?

СЕРЕЖА. Имеют, конечно. Но самосвал ему нравится больше.

НИКА. А еще, мне кажется, здесь очень большую роль играет коробочка. Светлячок - в коробочке. Если бы не было коробочки - не было бы чуда. Он светится именно в коробочке! Представьте, если бы его Мишка просто зажал в кулаке!

М.О. Конечно же, все то, что Мишка предлагает Дениске, для любого мальчика имеет большую ценность. Но это все несопоставимо с ценностью самосвала, и Мишка готов отдать ВСЕ, ЧТО УГОДНО... А Дениска?

ДЕТИ. Ни на что не соглашается.

М.О. И у него есть главный козырь - ЭТО ПАПИН ПОДАРОК! Так что у нас в кадре есть еще одна интересная фигура. Это отсутствующий папа, о котором вспомнил Дениска. Папа подарил самосвал. Это очень важно.

АЛЕША. А интересно, что сказали мишкины родители, когда Мишка принес домой самосвал?

М.О. Мне кажется, Виктора Драгунского это не очень в данном случае волнует. Хотя... ты мог бы домыслить, если бы захотел.

НИКА. Это... как Сережа часто говорит - автор оставляет нам место для фантазии.

М.О. А теперь вот что. Когда заходит разговор о светлячке между Мишкой и Дениской, Дениска вспоминает о маме?

АНЯ. Он забыл обо всем на свете.

М.О. Посмотрите, как показывает светлячка Драгунский! “...какой он зеленый, словно в сказке, и как он, хоть и близко, на ладони, а светит, как будто издалека”.Вот ведь какая штука: она далеко-далеко... и я же держу ее в руках, она моя! Никуда не денется, да? Что чувствует Дениска, когда он держит - вот так! - в руках свою звездочку?

СЕРЕЖА. Тепло... как от домашнего тепла.

СВЕТА. Для него все перестало существовать.

М.О. Вы посмотрите, что случилось! Он отдал самосвал - променял папин подарок на светлячка. Но ведь он и маму променял на этого светлячка. Что же это за светлячок такой? Что в нем такого заключено? Всего лишь существо в коробочке!

АЛЕША. Потому что самосвал - не живой и не светится.

НИКА. А папа?

АЛЕША. А мне кажется, Мишка бы ни за что не променял...

М.О. Что именно?

АЛЕША. Он бы не променял СВОЮ ЖИЗНЬ на ЭТО.

М.О. Трудно сказать... Но во всяком случае Дениска променял на чудо красоты, которое только тебе принадлежит, и папин подарок... и забыл о маме. Но вот мама пришла! Он так долго ее ждал, он о ней забыл... И вот она, наконец, приходит. Третий кадр.

ВЕРА. Дениска очень обрадовался, и они пошли домой.

М.О. Теперь все хорошо. Они пришли домой. Пьют чай, едят бутерброды. Дениске тепло и спокойно. Мальчик теперь дома, рядом со своей замечательной мамой, которую он так любит. Я хочу посмотреть, как теперь складываются их отношения. Мальчика и мамы, которую он так любит. И теперь у них есть еще вот этот светлячок в коробочке.

НИКА. Мне кажется, там - в этом рассказе - есть маленькое внутреннее “колечко”. Как в сказке. Мальчик думал о маме. И мама появилась.

М.О. Да. В первом эпизоде - мальчик думает о маме. В последнем - мама появляется.

НИКА. Чудо!

М.О. Чудо! Здорово! И в самом конце между мальчиком и мамой происходит прямо драматический разговор. Для мальчика не было ничего важнее мамы. Он сначала мечтал и думал только о ней. И вот мама приходит и спрашивает... о чем же она спрашивает?

АЛЕША. О светлячке.

ДИМА. Она спрашивает - “как твой самосвал?”

М.О. А что эту маму очень интересовало самочувствие самосвала? Что маму интересовало?

ВЕРА. Ее интересовало, понравилась ли ему новая игрушка.

М.О. Представьте себе, что вам на день рожденья подарили подарок. Очень дорогой приличный подарок. И вы играете с этим подарком целый день и вечером вас мама спрашивает - ну как? Что имеется в виду?

ДИМА. Как ты относился к подарку?

СЕРЕЖА. Может быть, мама думала, что он мог самосвал сломать?

М.О. Ну, да... то есть - БЕРЕГ ЛИ ТЫ эту вещь, такую ЦЕННУЮ вещь? Что хотела мама узнать?

АНЯ. Любит ли он папу?

М.О. Возможно. То есть - насколько ЦЕНЕН для него ПАПИН ПОДАРОК? И вдруг мальчик говорит такую жуткую фразу - Я, МАМА, ЕГО ПРОМЕНЯЛ!

НИКА. Мама от такой фразы должна в обморок упасть.

М.О. Скорее всего, так и случилось бы... “ Как твой самосвал? - А я его, мамочка, променял!”. И что должна была мамочка при этом почувствовать?

СЕРЕЖА. А как же папа!

М.О. ПАПА! Который этот самосвал подарил, а потом уехал на очень-очень долго! Вот такое вот отношение у мальчика к родному любимому папе! И конечно же... это хорошая мама, она сказала... “Интересно, - сказала эта умная мама, - а на что?”. Что же в конце концов ЭТО должно быть ТАКОЕ, что могло бы... и мальчик показывает ЭТО маме. И что говорит мама?

НИКА. Это волшебство.

М.О. Да... говорит мама. Понятно, говорит мама. Вот какая у Дениски мама. Как бы вы отнеслись к такой маме? Она поняла мальчика?

ДЕТИ. Да.

М.О. А помните, как она сказала... Но все-таки... как же ты такую ценную вещь отдал за какого-то червячка...

“Я так долго ждал тебя... а этот светлячок оказался лучше любого самосвала на свете”. Потому что он живой и светится.

АЛЕША. А моя мама на этом месте поступила бы так. Она сказала бы: иди отнеси Мишке этого червячка обратно, забери самосвал. А другого светлячка себе поймай.

М.О. Так вот - было бы это тогда так ценно для Дениски? Ведь посмотрите, как это чудо готовится долго и тщательно. Надо было весь вечер одиноко скучать в песочнице, чуть не плакать от обиды, торговаться с Мишкой из-за самосвала, чтобы было скучно и страшно, чтобы облака были как бородатые старики, чтобы в чужих окнах зажигались огоньки, а ты ждал бы маму и хотел есть... тогда только это чудо состоялось. Если бы сытый и довольный Дениска хищно выловил себе в траве светлячка...

Так скажите же мне, пожалуйста.... вот закончился рассказ... какой вывод, допустим, поучительный вывод мы из всего этого можем сделать?

НИКА. Не меняйте родителей на всяких светлячков и самосвалов!

(с м е х)

СВЕТА. Он живой и светится! Мне кажется, тут вывод, скорее, для родителей... не оставляйте своих детей в одиночестве, а то они вас на что-нибудь променяют!

М.О. О-о... как интересно! Дескать, смотрите, а то ваши дети на кое-что вас променяют.

ДИМА. На машину.

М.О. На машину. Или на дяденьку доброго, который конфетку даст, по головке погладит. Да мало ли на что. Может быть, может быть... но даже это, по-моему, не вывод. Понимаете, человек закрывает книжку... и остается с каким-то чувством... оно вроде бы от тебя и не зависит это чувство... но оно в тебе сидит...

СЕРЕЖА. Обсуждение. Я вот прочитал книжку: лежу - обсуждаю ее. В себе.

М.О. Внутреннее обсуждение. Когда человек сам с собой обсуждает... как интересно! То есть человек эту мысль оставляет в себе и - договаривает потом, со всех сторон переворачивает ее в себе! Вот это и есть приобретение от нашей встречи с чудом. Вот, оказывается, оно что с нами делает! Так скажите, Мастер Чудес - Виктор Драгунский?

ДЕТИ (дружно) Да. Конечно.

М.О. Хорошо, мои золотые дети. Я хотела с вами так же обсудить рассказ “Красный шарик в синем небе”. Но вы это сделаете дома. Это - домашнее задание. А сейчас я вам - в награду за отличную работу - прочитаю потрясающий рассказ!

(читает рассказ Виктора Драгунского “КУРИНЫЙ БУЛЬОН”)

 

 

 
 

 

pl5.jpg (5913 bytes)

 

КОНЕЦ ЗАНЯТИЯ.

 

 

  

Редактор - Сергей Ятмасов ©1999