Новости | Писатели | Художники | Студия | Семинар | Лицей | КЛФ | Гости | Ссылки | E@mail
 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЕ.

 

“ДЕВОЧКА НА ШАРЕ” И ДРУГИЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

13 февраля 1999

 

М.О., НАДЯ
АНЯ, СВЕТА, ОЛЯ, ВЕРА, СЕРЕЖА, ДИМА, ВЕРОНИКА, НИНА, МАША, НИКА, ВОЛОДЯ, АЛЕША

 

М.О. Начнем сегодня с чтения ваших произведений. У кого что есть. Вот так - просто по порядку.

ОЛЯ. Мое произведение называется “Грустная сказка”.

“Жил-был грустный король. Он был грустный, потому что всю его пшеницу сожрали бешеные хорьки и поселились в его дворце. Он жил в погребе вместе со своей грустной женой, грустной дочерью, ее поеденной куклой и грустными мышами. По соседству жила грустная-грустная темнота - ее постоянно уничтожали хорьки, изводя фонарями, дырами и прочим светом. Вскоре хорьки сожрали все и ушли в другие края. Король со своей семьей, мыши и темнота у короля за пазухой тоже ушли. Больше их никто не видел.”

М.О. Скажите, пожалуйста, что мы сейчас услышали? Это сказка, рассказ или басня?

НИКА. По-моему, это сказка.

М.О. Почему?

ВЕРОНИКА. Темнота - она же неживая. А здесь она показана, как живая.

НИНА. Мне кажется, это грустный рассказ. Потому что хорьки могут все поесть. Вот их сюда запустить. Они бешеные. Они у нас тут все сожрут. Что у нас есть тут съедобного. Перевернут. Все как-то располошат. И заберут себе.

М.О. Ниночка говорит, что это - грустный рассказ. Мы говорили, что рассказ - это повествование о каких-то событиях, которые действительно были. Так... А у вас не возникло ощущения, что здесь есть какой-то басенный оттенок?

НИКА. Я не уверен, что басенный оттенок.. но... какой-то необычный для рассказа оттенок... ведь король с семьей ушел и забрал с собой темноту... но что-то все-таки осталось. Вот поэтому у нас есть - день и ночь.

М.О. А-а... смотрите! Он такой интересный вывод делает из твоей сказки. Именно потому, что хорьки не всю темноту сожрали, у нас теперь есть день и ночь. Появился такой... какой бы мы сказали оттенок? Легендарный, да? Какой-то мифический оттенок... Как появились у нас день и ночь? Потому что темноту начали изводить эти бешеные хорьки - и в конце концов появились день и ночь. А нет ли у вас еще какого-то предположения? Как вы думаете, кто герои этой сказки?

ДЕТИ. Король. Его жена и дочь. Кукла поеденная.

ВЕРА. А почему они все грустные?

НИНА. Это называется - грустная история. Самое важное слово тут - грусть.

М.О. Конечно.

НИНА. Вот сами посудите - если хорьки бешеные, значит, они не грустные... они все-таки шевелят лапами-то! А семья грустная, потому что у них сожрали бешеные хорьки все. А поеденная кукла... она грустная потому, что грустная семья.

ВЕРА. Потому что она - поеденная.

СЕРЕЖА. А мне кажется, что этот король... она правил раньше темнотой. И он из-за того расстроился, что всю его темноту, его владения, съели хорьки.

ДИМА. Темнота не может быть грустной, она может только доставлять грусть.

М.О. Но у Оли она тоже грустная. Потому что даже темнота в олиной сказке - живая, похожая на живое существо.

НИНА. У Оли было грустное настроение.

М.О. Да... и во всяком случае, давайте сейчас положим на полочку вот эту штуку - мы впервые с ней в ваших произведениях встречаемся, может быть, потому что Оля чуть-чуть постарше нас всех. И мы сейчас положим вот эту штуку на полочку...

НИКА. Как она называется?

М.О. Она называется - РАССКАЗ, ГЕРОЕМ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ГРУСТЬ. ЧУВСТВО. НАСТРОЕНИЕ. Это очень важная штука. Пока мы пользуемся только теми словами, которые хорошо понимаем. Так вот Олин рассказ - это такой рассказ, героем которого является грусть. Пока еще время не пришло нам с этим работать, но мы положим на полочку. Кстати, хорошо бы, если бы вы прочно запомнили, как это слово пишется, и не делали бы в нем ошибок.

НИНА. А мы эту орфограмму изучали.

М.О. Орфограмму-то вы изучали. Но когда у вас творческий импульс, когда вы начинаете писать, вы забываете обо всем на свете. Как Дениска со своим светлячком забыл все на свете, так вы забываете про все орфограммы.

Так. Следующая у нас Машенька...

МАША. Я не буду.

М.О. Не будешь читать? Ну... это - достойно! Мы уважаем такое отношение к себе. Авторское. Требовательное. Хорошо, Маша, мы тебя послушаем в следующий раз. Теперь - Ниночка. У Ниночки - стихи.

НИНА. Если у Оли был грустный рассказ, то у меня Сонные Стихи.

Лежу, лежу я на диване,
И я блаженствую, как в ванне.
Кругом такая тишина,
Что можно слышать лет слона.

М.О. Можно тебе вопросы позадавать? У вас есть вопросы к Ниночке? У меня вот есть вопрос. Что это за слово - ЛЕТ? Можно слышать ЛЕТ слона.

ДЕТИ. (дружно) Это - полет!

НИНА. Да. Что-то вроде полета.

М.О. А чем тогда этот самый твой ЛЕТ отличается от По-Лета?

ВЕРОНИКА. ЛЕТ - это значит ЛЕТать... ЛЕТ. А полет - это лететь куда-то.

М.О. Ну да... видимо, полет - это когда кто-то летит куда-то... а лет - это такой лет... никуда. Порхает, парит... Такой вот - лет. Какое интересненькое словечко! А главное, вы обратили внимание, как она держит рифму и ритм. А вот этот стишок - он веселый или грустный?

НИНА. Сонный.

НИКА. Никакой.

ВЕРОНИКА. Нейтральный.

НИНА. А может, попробуете дать название?

М.О. Попробуем.

МАША. По-моему, “ЛЕТ СЛОНА”.

ВЕРА. ЛЕТАЮ ВО СНЕ.

ВЕРОНИКА. Ну... просто СОННЫЕ СТИХИ.

М.О. Я думаю, автор еще сам подумает и как-то назовет. Но во всяком случае, я отмечаю, что по крайней мере рифма и ритм - это то, чем Ниночка владеет. У нее получился веселый такой, симпатичный интересный стишок.

НИНА. Второй стишок.

Мне снился сон.
В нем плавал слон.
И слон кричал,
Что он козел,
Но я не верила ему,
Так как не верю никому.

НИКА. Можно было бы так закончить - так как не верю я козлу.

М.О. А у нее очень хорошая рифма: ЕМУ - НИКОМУ. И она опять все выдержала. У нее все сделано нормально.

Мне снился СОН. В нем плавал СЛОН.

НИКА. СОН - СЛОН.

М.О. Да. Хорошая рифма. И слон кричал, что он козел. Тут только одно слово “козел” выпадает, но опять же неизвестно... может, так вот и надо автору, чтобы слово “козел” выпадало... Ну вот... пока у Нины - замечательные две такие штучки-игрушки... скажите, пожалуйста, какое-то настроение ее отражают эти стишки?

Или это просто игрушки?

ДЕТИ. Игрушки!

НИНА. Я вечером писала перед сном.

М.О. Мне кажется, что это такие веселые... ритмичные, вовсе даже не сонные стихи. Может быть, Ниночка как-то себя взбодрить хотела... Молодец Ниночка. Это у нее довольно нечасто случается, написанное...

НИНА. У меня есть даже напечатанное на машинке.

М.О. Сама печатала?

НИНА. Сама.

М.О. Хорошо. Но теперь мы движемся дальше. Алеша, у тебя есть, что почитать?

АЛЕША. Да. Это у меня в классе находится. Я принесу потом.

М.О. Тогда в следующий раз.

НИКА. Можно я вот эту книжку почитаю...

(показывает самодельный фолиант со стихами и рисунками своих одноклассников - издательство “Умный Еж”)

Первое стихотворение - машино.

МАША. Я сама тогда прочитаю.

Снега, пурга.
Холодная пора.
Мороз морозит нос.
И снег хрустит под ботами.
Иду по лесу - слышу вой.
Волк воет за горой.
И слышу крики Борьки.
“Ой, боюсь я, ой боюсь!”.
Кричу ему: “Не бойся!
Скорей, беги скорей от волка,
От зуб его ужасных!”

М.О. Дай-ка мне глянуть глазами. То, что у Ниночки было, это я видела.(читает еще раз - вслух).

Что я хочу сказать. Вы слышали, как построено у Ниночки стихотворение? То, что сейчас я прочитала, и то, что Ниночка прочитала...

Лежу, лежу я на диване,
И я блаженствую, как в ванне.
Кругом такая тишина,
Что можно слышать лет слона.

Слышите, какой четкий ритм? Та-та. Та-та. Та-та. Та-та-та. У Маши нет этого. У нее нет ритма, который сразу привлекал бы наше внимание. У Нины все время и рифма очень точная идет. У Маши этого нет. Но может быть, у Маши есть в произведении какой-то удивительный образ, который приковывал бы наше внимание?

ВЕРОНИКА. А можно я тоже свои стихи прочитаю.

СЕРЕЖА. И я.

М.О. Мои друзья! Вот сейчас я говорю об очень важных вещах. Хорошо, что это случилось. Мне уже Сережа показывал свои стихи. И многие показывают мне свои стихи. В том числе и Вероника. Я совершенно не случайно говорю вам, что стихи нам писать еще рано. Рано! Есть люди, которым врождено чувство словесного ритма, ощущение рифмы. Таких людей очень-очень мало. Они рождаются редко. У которых есть такое внутреннее чувство. Как, бывает, рождаются музыканты, художники... Вон - Ника у нас... Ника - замечательный музыкант. Я посмотрела, как у него ручки - над роялем... Я ахнула! У Ниночки - врожденный поэтический слух. У Ниночки. У Маши Шленской. Понимаете? Но это не всем дано.

Я вас уверяю, что писать, рифмовать и строить в определенном размере стихи может научиться любой, абсолютно любой. И мы в свое время будем этому учиться. Но в стихах... они ведь могут быть написаны и без ритма, и без рифмы...

НИНА. Белые стихи.

М.О. Но стихи - это особое место, где возникает чудо. Без чуда стихи - не стихи. У Маши порясающие рассказики есть, где действительно совершаются чудеса. Мы удивляемся и радуемся. Но написать стихи настоящие очень-очень сложно. Или нам надо многому-многому-многому упорно учиться... или - это просто дается человеку от природы. Кто-то из вас уже почувствовал в себе этот дар. Правда, это не значит, что учиться не надо.

НИНА. Мне кажется, надо сначала... это вот тяжело на самом деле! Сначала надо придумать, о чем будет стих. Потом найти к этому стиху ритм...

М.О. Да. Чтобы узнать, как он будет идти... чтобы его можно было спеть и... протанцевать...

НИНА. И потом еще надо само выражение подбирать...

М.О. То есть, понимаете, стихи - это особое мастерство совершенно особенных чудес. Поэтому, дорогие мои, у нас сейчас неплохо получается проза. Я не могу запретить вам писать стихи. Но я говорю вам - очень бережно! Очень осторожно! Очень! Вообще в литературе все сложно. А уж стихи - и подавно. Вот случаются иногда стихи... Смотрите, какие у Нины стишки. Совсем коротенькие, четверостишия. Но они заставляют нас удивляться и подпрыгивать. Да?

НИНА. Со стула.

(с м е х)

М.О. Я не скажу, что Маша плохо написала. Она для своего возраста, для второго класса, написала совсем не плохо, но это не стихи! Понимаете?

НИНА. Это - белые стихи.

М.О. Это даже не белые стихи. Это вообще не стихи. Это просто вот некоторый рассказик. Но если рассказики Маша пишет здорово, то стихи у нее пока не получаются. Ничего удивительного, что не получаются. Потому что она еще этому не училась. Поэтому мы поздравим Машеньку с тем, что она рискнула и прочитала, и она стала героиней моего длинного выступления перед вами, и мы смогли на ее примере чему-то научиться... Я очень благодарю этого замечательного человека. За то, что она выслушала меня и не обиделась. Не обиделась?

(Маша отрицательно качает головой)

НИКА. Здесь есть еще стихи других ребят.

М.О. Может быть, ты поручишь их мне прочитать?

НИКА. Нет, я сам.

(однако, после чтения Ники М.О. приходится читать еще раз)

М.О. Зима, зима, зима, зима.
Прекрасная пора.
Зимний лес -
Белый весь.
Запорошил пушистый снег
Верхушки мудрых сосен.
Снежинки-звездочки кружа,
Играет вьюга у куста.

Что вы можете сказать?

НИНА. Интересно.

М.О. Что тут интересно?

АНЯ. В первых двух строчках рифмы нет.

М.О. Зима, зима, зима. Прекрасная пора. Есть ритм?

ДЕТИ. Да.

М.О. А рифма? Зима - пора. Это рифма?

НИНА. Да... но... какая-то.

М.О. Есть созвучие, но не точное. Когда мы будем с вами рифмы изучать, то увидим... здесь созвучие есть, но совсем не то, какое для рифмы требуется. “ Зимний лес - белый весь.” А это просто красиво сделано. Тут в следующем двустишии задан определенный размер, уже другой. Зато рифма интересная. Смотрите как красиво - “Зимний лес- белый весь”. Здорово.

НИНА. Рифма какая-то... особенная.

АНЯ. И ритм изменился.

М.О. Ну да... другое двустишие идет, и человек... может быть, сознательно даже изменил ритм. А разве, скажем, в песенках у нас так не бывает? Дается куплет, а потом - припев. И очень часто в куплете бывает другой размер, чем в припеве. Но если в первом двустишии рифма неточная и неинтересная, то во втором двустишии она не слишком, может быть, точная, но зато очень интересная. ЛЕС - ВЕСЬ. Есть там созвучие, кроме ударения?

НИНА. На конце - С.

М.О. Да. Еще и согласные звуки перекликаются: лЕС - вЕСь.

Запорошил пушистый снег верхушки мудрых сосен. Снежинки-звездочки кружа, играет вьюга у куста.

Смотрите, у нас тут уже и героиня появилась - вьюга. Она играет вокруг куста. Но вот КРУЖА - КУСТА... Это не рифма.

НИКА. Рифма.

НИНА. Нет!

М.О. А слово “сосен” вообще остается без рифмы. Откуда оно здесь взялось? Запорошил пушистый снег Верхушки мудрых сосен. Но зато сосны-то какие - МУДРЫЕ. И как шорох зимний передается - ЗапороШИл пуШИстый снег верхуШки... Так что есть здесь все-таки - какая-то своя музыка. Есть что-то интересное.

НИКА. Еще здесь... мое стихотворение.

ВСЕ ИГРАЮТ

На дворе сейчас пурга
И летят, летят снега.
Я играю и играю.
Я играю целый день.
И снега летят, играя,
И играть нам всем не лень.

М.О. Вот это - бесподобное стихотворение! Это стихотворение, я думаю, не хуже, чем у Ниночки. Сделано великолепно! И я играю, и снег играет - здорово, весело... настроение великолепно передается.

НИНА. Свое стихотворение я сама прочитаю... я, правда, не уверена, что оно хорошее...

М.О. Ну - давай!

НИНА. Ой, мороз, мороз, мороз,
Не морозь ты Маше нос.
Метет вьюга и метель,
Как большая карусель.
У Маши шарфик развязался,
И ботиночек порвался,
И корзинку потеряла
Маша, горе наше!
Дед Мороз к ней пришел
И корзиночку нашел.
Рада, рада Маша!
Маша - радость наша!
М.О. Нравится вам? Здорово, по-моему. Это тоже очень хорошее стихотворение. Так что видите, как со стихами все... Мо-лод-цы!

(п е р е р ы в)

ПОСЛЕ ПЕРЕРЫВА

М.О. Итак, мы с вами прочитали несколько рассказов Виктора Драгунского. Я их на доске обозначу маленькими квадратиками, и вы в своих тетрадках сделайте то же. Первый рассказ, который мы прочитали, называется “Он живой и светится”. Второй рассказ - “Красный шарик в синем небе”. Потом еще у нас был рассказ “Куриный бульон”. Мы его немножечко ниже отнесем, а вы мне потом скажете, почему я так сделала. И прочитали еще один рассказ, который называется “Девочка на шаре”.

Теперь скажите мне, пожалуйста, друзья мои любезные, я правильно расположила квадратики? Помните, когда мы заканчивали прошлый урок, я вас просила подумать, почему именно рассказ “Девочка на шаре” я прочитала после “Он живой и светится” и “Красного шарика...”. Олег вообще тогда сказал, что он теперь понял, почему в той синей книжке, которая у него была, рассказ о светлячке и рассказ о шарике напечатаны рядом. Мы когда в прошлый раз рассматривали два эти рассказа, нам Ника показал, как они связаны между собой.

НИКА. Много было “колечек”.

М.О. Да. А вот почему я третьим прочитала “Девочку на шаре”? И почему я в такую линеечку выстроила рассказы? У меня почему-то “Куриный бульон” оказался ниже.

АНЯ. В трех этих рассказах есть чудо. А в “Курином бульоне” нет.

НИНА. А мне кажется, что вы “Куриный бульон” отделили потому, что вы сказали тогда - я помню до сих пор - а теперь, дети мои, в подарок за то, что вы хорошо так сегодня работали, я прочитаю вам рассказ Виктора Драгунского “Куриный бульон”. Это был подарок!

М.О. Это был подарок. Но мне хочется понять, как связаны между собой... А вообще “Куриный бульон” имеет какую-то связь с этими тремя рассказами?

ДЕТИ. Нет!

М.О. Совсем никакой?

НИКА. Мне кажется, чтобы это узнать, - нужно “Куриный бульон” вот так разобрать... Может быть, колечко найдем.

М.О. Хорошо. Хотя разбирать вот так подробно, как мы обычно делаем, - это довольно долгая история. Поэтому сделаем для начала так: давайте посмотрим, какие герои есть во всех этих рассказах. Может быть, в “Курином бульоне” те же самые герои? Какие герои в рассказе “Он живой и светится”?

ДЕТИ. Дениска. Мишка. Мама. Светлячок. Самосвал. Папа.

М.О. Но папа какой здесь? Он появляется - живой и настоящий?

СЕРЕЖА. Нет, но о нем говорят и думают.

М.О. Да. О нем есть разговор. Но сам он не появляется. Итак, мы нарисовали всех участников этой истории. Теперь - “Красный шарик в синем небе”. Кто у нас там есть?

ДЕТИ. Дениска. Аленка.

ВОЛОДЯ. Красный шарик в синем небе.

НИКА. Небо!

НИНА. Квас!

М.О. Небо, квас... Какие-то предметы, может быть, не столь важные для нас, как главные герои... Продавщица, дяденька с лотереей... Кстати, в первом рассказе тоже было какая-то тетя Роза, с которой, мама, может быть, разговаривала, родители с детьми. И тому подобное. Мы останавливаемся на самом главном. Скажите, пожалуйста, роль чуда, центра, на котором наше внимание сосредоточено, играет тут... помните, мы даже специально выделяли это...в рассказе “Он живой и светится” - это...

НИКА. Светлячок.

М.О. И не просто светлячок. Он связан с главным героем - с Дениской.

НИКА. Можно мне? (идет к доске и рисует) Здесь - маленькое колечко. А здесь - большое. В рассказе “Красный шарик в синем небе” колечко соединяет шарик и Дениску.

М.О. А Аленка здесь играет роль?

НИНА. Да!

М.О. И Аленка, и Дениска... про это же рассказ, да? Так. А в “Девочке на шаре” роль чуда играет...

СЕРЕЖА. Девочка.

М.О. А кто еще здесь есть?

ДЕТИ. Дениска. Папа.

М.О. Да. И здесь папа уже не какой-то... подразумеваемый... а самый настоящий. Ну... наверное, и все главные герои.

ВЕРА. Дениска, когда светлячка увидел, обо всем забыл. Когда шарик взял, обо всем забыл. И когда девочку на шаре увидел, - тоже.

М.О. То есть это какая-то характеристика Дениски, верно? Он - беспомощный и беззащитный при встрече с чудом. К сожалению или к счастью, это так, неизвестно. Давайте посмотрим, какие персонажи встречаются у нас во всех рассказах?

ДЕТИ. Дениска.

М.О. Да. Он есть во всех рассказах. Не случайно же эти рассказы называются “Денискины рассказы”.

НИНА. Мне кажется, очень связаны эта девочка и светлячок...

НИКА. А вот папа настоящий и папа в облачке.... мне кажется, надо пунктиром связь показать.

М.О. Давайте покажем пунктиром. Понятно - почему? Вот так. Ну... раз у нас обнаружилось присутствие папы и в первом, и в третьем рассказе... а кстати, вам не показалось присутствие папы и вот здесь, в рассказе про шарик? Он вроде и не мыслится, и не показывается... Но не напоминает ли нам хоть что-нибудь там о папе? Хоть что-нибудь?

ОЛЯ. По-моему, Дениска поступает, допустим, с Аленкой так, как поступил бы папа.

М.О. Я тоже так думаю. Он так ведет себя, как, ему кажется, ведут себя взрослые мужчины по отношению к детям и к женщинам - и прежде всего, конечно, папа. Немножко покровительственно... Так что здесь тоже какой-то странный призрак папы незримо присутствует. В поведении самого Дениски.

НИКА. Наследственность.

(с м е х)

М.О. А теперь скажите мне, каким вы представляете себе Денискиного папу?

(о б р ы в з а п и с и)

ДИМА. Он любит своего сына... И он...такой... много знает.

М.О. Да, такой умный, очень занятой папа, который любит своего сына, дарит ему самосвал...

НИКА. А мне кажется, папа - это и есть Виктор Драгунский...

М.О. А вам не приходила в голову мысль, чьими глазами все показано в “Денискиных рассказах”, от чьего имени идет рассказ, кто там все время говорит - Я?

ДЕТИ. Дениска.

М.О. Так кто же Виктор Драгунский - папа денискин или сам Дениска?

НИНА. Папа Дениски.

М.О. Ну... значит, это должен быть такой потрясающий папа, чтобы настолько знать жизнь и душу своего ребенка, чтобы от его имени так рассказывать, что даже сомнения не возникает, будто он что-то нарочно придумал.

МАША. А, может быть, это все просто с ним самим случалось, когда он был маленький... и просто ему нравилось имя Дениска... и он своего героя так назвал. Чтобы как будто от Денискиного имени...

АНЯ. Раз у него сын Дениска, поэтому он так назвал героя.

ВЕРА. Может быть, когда Виктор Драгунский был маленький, его папа к нему так относился. И он имя изменил себе...

М.О. И дал своему герою имя собственного сына. Посмотрите, как интересно! С одной стороны, память о том, как я сам был маленьким, а если б я этого не помнил, я бы не смог описать, как все это было. А с другой стороны, у меня и собственный сын подрастает, я это все еще раз проживаю, глядя на собственного ребенка. Вот какие сложные штуки! Так что с папой тут тоже все непросто.

Так какой же папа предстает перед нами в “Девочке на шаре”?

ОЛЯ. Мне кажется, что папа с этим цирком забыл даже про Дениску. Папа не понял, что Дениске грустно.

М.О. А почему папа опоздал привести Дениску в цирк?

ВЕРА. Некоторые люди обещают, а выполнить не могут... папа-то был очень занят!

М.О. Мы можем ему простить, что он не выполнил вовремя обещание?

ДЕТИ. Да.

ВЕРА. У него - работа! Для него работа важней, чем цирк.

М.О. Понятно. Он хотел, конечно, Дениске сделать приятное, но не смог. А почему так по-разному папа и Дениска себя ведут в цирке?

НИНА. Они друг друга не поняли.

М.О. Они так и перестали друг друга понимать? Давайте вот что сделаем... я сейчас вам прочитаю самый кончик рассказа.

НИНА. А он в самом конце-то понял! Сначала он не понял...

ВЕРА. Папа хотел сделать Дениске самое лучшее - мороженого купить там, еще что-то... а Дениске надо было срочно эту девочку опять увидеть. И он рассердился. А папа хотел только развлечь своего сына.

М.О. Ну... так понял папа Дениску или не понял?

НИНА. Ну... кажется, понял.

М.О. А все-таки давайте последний эпизод еще раз прочитаем! “ Мы пошли по бульвару и шли так довольно долго. Потом я сказал: Владивосток - это на самом конце карты. Туда, если поездом, долго проедешь.” Зачем он это говорит?

ОЛЯ. Он хочет, чтобы папа его понял... ведь Владивосток - это очень далеко. Туда не поедешь так запросто.

М.О. А вообще... дружба с девочкой на шаре для Дениски возможна?

ВЕРА. По-моему, нет. Он в школе учится, а она всегда куда-то едет... выступает в цирке.

М.О. Они не могут быть вместе. Может быть, они и могли бы быть вместе... но... папа оказался виноват, и Дениска не смог с ней познакомиться....

НИНА. Они не нашли друг друга.

М.О. Да. Хотя... как возникло это ощущение возможности встречи? Помните, Дениска говорит - когда она делала всем знак рукой и улыбалась, ему что казалось?

ВЕРА. Что она только на него смотрит, что только ему улыбается.

М.О. А тут - аж Владивосток! Понял Дениска, что все теперь: он НИКОГДА ее больше не увидит?

ДЕТИ. Да.

М.О. А папа? Папа понял ЭТО?

ДЕТИ.(дружно) Нет!

М.О. (читает) “ Папа молчал. Он молча шагал и крепко жал меня за руку.”

ВЕРА. Он понял! Он знал, что это очень далеко, и они не смогут туда поехать.

М.О. А зачем он крепко сжимал ему руку?

ВЕРОНИКА. Чтобы он не плакал.

М.О. Как вы думаете, когда один мужчина другого вот так вот по плечу похлопывает... или руку крепко жмет ему... молча... что это значит?

ВЕРОНИКА. Как бы поддерживает...

М.О. Вот так... Держись, мужик! Да? Крепись, мужик, я все понимаю. Я с тобой.

(дети сочувственно смеются)

М.О. А до этого? До этого как папа себя с Дениской вел? Заметил ли папа, что Дениска какой-то странный?

ВЕРА. Может быть, и не заметил, но он хотел его развеселить. Сейчас львы будут выступать, мороженого купим...

М.О. Он обращается с ним как...

ВЕРА. Как с ребенком!

АНЯ. А мне кажется, что он вовсе не потому руку Дениске жал... Папа просто рассердился, что Дениска капризничает!

М.О. И рассердившийся папа говорит: слушай, зайдем в кафе-мороженое, смутузим по две порции!

ВЕРА. А Дениска - не хочется, папа.

М.О. И папа не стал его уговаривать. “ Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Мне даже стало больно.” А дальше Дениска задает вопросы, на которые... может быть, мы попытаемся ему помочь на них ответить? “Он шел очень быстро, и я еле-еле поспевал за ним. Отчего он шел так быстро? Почему он не разговаривал со мной? Мне захотелось на него взглянуть. Я поднял голову. У него было серьезное и грустное лицо.”

ВЕРА. Папа хотел Дениску развеселить, а Дениска не соглашался.

М.О. Не знаю... Что случилось с папой? Почему он бросил Дениску уговаривать? Почему он продолжал ему крепко сжимать руку? Почему он пошел очень быстро? Почему у него было ТАКОЕ лицо? Что случилось с денискиным папой?

НИНА. Дениска совсем не думает о своем папе. Я же сказала - ОНИ НЕ ПОНИМАЮТ ДРУГ ДРУГА. Один не понимает. И другой не понимает.

М.О. Так... папа ПОНЯЛ Дениску все-таки? Или не понял? Понял он, что мучает Дениску, какое состояние у Дениски?

ВЕРА. (убежденно) Понял!

М.О. А ЧТО он понял?

ОЛЯ. Что для этой девочки Дениска может сделать все, что угодно. И видел ее тогда в цирке в первый и последний раз.

М.О. А как вы думаете, папа когда-нибудь переживал что-нибудь подобное?

ДЕТИ. Да.... Нет... (примерно поровну)

НИКА. Когда в первый раз увидел маму.

М.О. Может быть, маму... а может быть, и не маму... но во всяком случае, что-то было, наверное, в жизни папы, что он в этот момент понял своего сына, и в этот момент он уже обращается с ним не как с маленьким ребенком, которого можно уговорить... а как с равным себе, как со взрослым мужчиной, с которым произошло ЭТО. Он влюбился. Первый раз в жизни. Он встретил прекрасную...

НИНА. Даму.

М.О. Да! Недоступную, как звезда. И он страдает. И сделать с этим ничего нельзя. И больно. Очень. Но ничего не поделаешь.

Итак, мы увидели, что все эти рассказы как-то связаны между собой. Мы можем обнаружить то, что Ника называет “колечками” - и здесь, и здесь... Они все не только героями связаны, но и какими-то общими темами. Как вы думаете, какой вопрос больше всего Виктора Драгунского беспокоит? Для чего он взялся писать эти рассказы?

Можно ли сказать, что всем рассказам свойственно то, что мы видим отношения детей и взрослых, мужчин и женщин, девочек и мальчиков, что именно это волнует Драгунского и он именно это хочет показать?

(замешательство)

Тогда я так поставлю вопрос - какое место в этой цепочке рассказов, которую мы выстроили, занимает “Куриный бульон”?

ОЛЯ. Там тоже Дениска, папа и мама.

ВЕРА. Там вся семья собралась.

М.О. Да, но мы сразу поставили этот рассказ особняком. Потому что если и есть там чудо, то какое-то странное чудо. Вот здесь у нас был светлячок. Здесь - красный шарик. Здесь - девочка. А здесь - мы на это место поставили курицу. Чем, скажите, эта курица отличается от тех чудес, которые мы с вами в других рассказах видели?

ВЕРА. Курица - не чудо. Курицу Дениска каждый день, может, видит. Жарят там ее, варят, едят... Мама просто хотела проверить, как папа без нее с обедом справится. И папа не смог.

АЛЕША. Курица-то у них необычная. Она умеет бегать.

М.О. Да. Курица-то необычная. Она умеет бегать, прыгать.

СЕРЕЖА. Это не курица себя ведет. А Дениска с отцом. Неправильно обращаются. Неправильно берут. Потому она у них из рук выскальзывает.

М.О. Скажите, пожалуйста, когда мы читали рассказ “Он живой и светится”, мы сильно смеялись? Когда читали “Красный шарик в синем небе” сильно смеялись?

(с м е х)

Вот видите! “Девочку на шаре” читали - и вовсе... в одном место засмеялись, когда Мишка тетеньке мячом в прическу угодил... А когда мы “Куриный бульон” читали, почему я сказала, что это вам подарок?

ВЕРА. Потому что мы смеялись! Очень!

М.О. Хорошо. Время у нас выходит - и в связи со всем этим вот вам домашнее задание: расположите четыре рассказа, которые мы прочитали, в том порядке, в каком, как вам кажется, они должны быть расположены в книжке. Договорились? Спасибо за работу!

 

 

 
 

 

 

КОНЕЦ ЗАНЯТИЯ. ОБЩЕЕ ВРЕМЯ - 80 минут.

 

 

  

Редактор - Сергей Ятмасов ©1999