Новости | Писатели | Художники | Студия | Семинар | Лицей | КЛФ | Гости | Ссылки | E@mail
 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ.

 

ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ

 

15 декабря 1998 г.

 

ВЗРОСЛЫЕ: М.О. САВВИНЫХ, НАДЕЖДА БАХТИГОЗИНА
ДЕТИ: НИНА, АЛЕША, НИКА, ВОЛОДЯ, СЕРЕЖА, ВЕРА, ДИМА, АНЯ, ОЛЕГ, МАША

 

АЛЕША. Вы говорили, что мы начнем с Володи.

М.О. Для того, чтобы начать нам сегодня заниматься, нам надо как-то настроиться на работу. День какой-то тяжелый...

АЛЕША. Да, плохой.

М.О. Нам надо собраться... и нас сейчас Володя замечательно соберет.

МАША. А у меня сегодня очень хороший день. Я две пятерки получила.

ОЛЕГ. И у меня - хороший.

М.О. Да... скорее всего, это только у меня день плохой.

НИКА. У меня тоже плохой.

АЛЕША. И у меня тоже плохой.

М.О. Ну что ж... давайте сделаем вид, что у нас всех сегодня хороший день, потому что нам всем сейчас будет очень интересно. Ведь Володя нам сейчас расскажет о той сказке, которую он прочитал. Пожалуйста, Володя.

ВОЛОДЯ. Там самое главное - пружинка.

НИНА. А ты прочитай!

Володя читает сказку “Городок в табакерке” - до конца.

Володя учится во втором классе и читать ему еще трудно. Через пару минут он, что называется, “теряет аудиторию”.

М.О. Извините, пожалуйста, ребята! Смотрите, что у нас происходит... Дима что-то Олегу объясняет, всем своим видом показывая, что ему не интересно с нами... Ника чем-то шуршит... Нина...

НИНА. (очень выразительно) Я слушаю.

М.О. Ну вот... Понятно, что Володя еще неопытный читатель. Но тем не менее нам очень важно узнать, чем закончилась сказка. И хотя как будто бы мы все прекрасно знаем, чем она закончилась, я думаю, Володя нам сейчас покажет некоторые тонкости, на которые раньше мы могли не обратить внимания. Поэтому я прошу вас быть очень-очень внимательными. Договорились мы?

ДЕТИ. Договорились.

Володя продолжает чтение - уже без помех до конца.

М.О. Спасибо большое, Володя.

СЕРЕЖА. Я хочу сделать вывод из этой сказки.

М.О. Подождите. По-моему, о выводах нам еще рановато говорить. Как вы думаете, почему именно эту сказку я тогда, после наших долгих разговоров о Бабе Яге, о сказочной стране, о способах попасть туда - решила с вами прочитать?

НИНА. Может, тут у мальчика тоже был способ... он что-то увидел, и он очень захотел... и он туда так же попал, как мы и говорили...

М.О. А ведь мы с вами еще вот какую интересную штуку обнаружили: помните, на прошлом уроке мы поняли, что всякий раз, когда мы соприкасаемся с книжкой, когда мы ее открываем, то мы туда попадаем. Я вам предлагаю сейчас провести такой эксперимент. Вот эта доска... эта рамочка доски будет обложкой книжки... Вот эта книжка. Называется “Городок в табакерке”. Мы ее открыли - и куда-то попали. Помните, мы с вами закончили в прошлый раз на том, что мы попали... куда?

НИНА. В сказочную страну. В табакерку. Ой... или - в комнату Миши.

М.О. В комнату Миши. Рисуем эту комнату Миши...

АЛЕША. Марина Олеговна, чтобы вы столько не трудились, - пусть доска и будет комната Миши.

М.О. Вся доска?.. Нет. Мне нужна эта рамка. Почему мне нужна эта рамка?

ОЛЕГ. Потому что есть комната, в которой мы сидим.

М.О. Да.

НИНА. Слушайте, вот вы говорите эти слова - значит, вы нарисуйте, что вот тут-то сидим МЫ, и МЫ это все делаем, мы открываем книжку и мы ее читаем.

(Рисует на доске.)

М.О. Вот давайте на этом квадратике, который Ниночка нарисовала и напишем МЫ. Вот сейчас мне бы хотелось, чтобы у вас в тетрадке что-то возникало.

ДИМА. Итак, мы с вами открываем...

М.О. Мы открываем книжку - и попадаем в комнату Миши. Здесь комната Миши. Стоит стол. Сидит Миша за этим столом. На столе стоит табакерка.

Кто еще здесь есть, в этой комнате?

ДЕТИ. Папа.

М.О. Папенька. Маменька.

НИНА. И Городок.

М.О. И табакерочка, которая стоит на столе. А что еще может быть в этой комнате?

ДИМА. Люстра. Часы. Ну что еще может быть?

М.О. А помните, как Миша рассказывал, как он рисовал папеньку и маменьку?

ДИМА. Пианино.

М.О. Рояль. Окно... то есть множество предметов, которые окружают Мишу в его жизни, так? Еще? Что вы можете предположить о Мише? Какой он?

НИНА. Добрый, хороший? Он - любопытный!

М.О. Любопытный. А еще?

АНЯ. Послушный. Потому что он сразу оставил все игрушки и побежал к папеньке.

М.О. Оказывается, у Миши есть игрушки. Еще что?

НИНА. Он как будто папеньки так боится! Папенька же приказал! Не трогать пружинку!

М.О. Но тем не менее пружинку-то он трогает. Мы понимаем, что у Миши, папеньки и маменьки есть свои особые домашние отношения. Как вы думаете, Миша учится в школе?

ДЕТИ. Да... Нет...

ДИМА. Я думаю, нет.

НИНА. А мы не знаем. Мы не можем узнать, я думаю.

М.О. А в книге? Нет ли у нас каких-нибудь указаний на то, что...

ОЛЕГ. Есть указание на то, что не учится.

М.О. Почему?

ОЛЕГ. А он механики не знает. Может, конечно, он и учится. Но... на ранних стадиях.

М.О. О! А какие у нас с вами есть знания о том, что Миша знает? Что мы знаем о знаниях Миши?

ОЛЕГ. Механики он не знает.

М.О. А что еще?

НИКА. Мне кажется, мы не можем догадаться, учится он или нет. Мы же тоже в школе учимся, но механики-то у нас еще нет.

НИНА. Ника, а вот с самого первого класса начинают учить ИЗО... как рисовать предметы, особенно если предметы -далеко... ребенок, который уже учится в школе, он уже знает, как рисовать предметы вдали, как они выглядят вдали.

АНЯ. Он просто не может этого знать. Потому что рисовать в перспективе - это очень сложно. Маленькие дети... когда он еще играет в игрушки, я думаю, что он еще не мог...

ДИМА. Он задает слишком мало вопросов для школьного возраста. Обычно школьники задают очень много вопросов, а он... как это устроено? И все.

М.О. А как вы думаете, сколько ему лет-то?

ДЕТИ. Пять. Девять. Восемь.

ОЛЕГ. Семь лет - это уже школьный возраст.

М.О. Да, но вы не забывайте, что это был 19 век. Это было более ста лет назад.

Вообще - знает ли что-нибудь Миша? Есть ли у него какой-то опыт?

НИНА. Есть, конечно. Как у каждого ребенка. Какой-то да опыт есть. Может, не опыт школьника.

М.О. Так вот... у Миши на столе стоит табакерка, так?

НИНА. Ой, а может, он в школу еще не ходит, но он взрослый мальчик? Мы можем предполагать, что ему не три года, потому что, как сейчас, так и тогда, не давали такие сложные дорогие игрушки маленьким детям, потому что они их могут поломать.

М.О. Так что если Миша и не школьник, то, видимо, из тех, кто скоро пойдет в школу... мне вот интересно очень, почему табакерка появилась у Миши на столе? Ниночка очень интересную нам мысль подала. Мне стало интересно, почему табакерка появилась на столе.

ДИМА. Если это ребенок, который скоро пойдет в школу, то папенька, может быть, захотел просто поучить его? Дал ему табакерку - не трогай, но все-таки сам разберись, что там есть.

М.О. Ты считаешь, что ее подсунул специально папа?

ДИМА. Да.

М.О. Какая интересная фигура вырастает в нашей сказке - Папенька. Вот на столе у мальчика, очень послушного, хорошего любознательного мальчика оказывается табакерка.

НИНА. А вот мне кажется, что папа дал Мише табакерку специально - и специально же разбудил. Он же знал, что пружинку-то Миша потрогает! Он же знал своего мальчика! Это его все-таки сын. И он сделал так - он включил ее, чтобы Миша заснул, а потом специально взорвал бомбу, чтобы Миша проснулся. И обязательно тронув пружинку!

М.О. Запомните то, что сейчас сказала Нина. Это очень важно! Нашли такое место у себя в голове, куда это можно положить? Запомните, мы к этому вернемся.

АЛЕША. А как он мог взорвать бомбу? Миши бы уже не было!

М.О. Ниночка имела в виду - фигурально “бомбу”, не в прямом смысле. Ниночка считает, что папа поставил табакерку на стол с определенным умыслом... Он, конечно, не мог знать, что произойдет с Мишей во сне, но, видимо, все же хотел, чтобы Миша... “о- задачился”?

НИНА. Ой, у меня еще есть одна догадка! Может, папенька это не папенька на некоторое время... может, какой-то волшебник прилетел и сказал: “Дяденька папенька! Я проверяю у всех детей фантазию. Мне надо, чтобы вы куда-нибудь на денек ушли. Он в папеньку превратился и специально волшебную же табакерку поставил на стол...

М.О. А как вы думаете, как зовут этого волшебника? Он кто?

АЛЕША. Мерлин.

СЕРЕЖА. Волшебник сновидений.

М.О. А кто он? Вот именно для этой сказки? Как его зовут? Есть ли у него имя? А?

ДИМА. Имени нет. Но в этой сказке это папенька именно и никакой не волшебник.

М.О. Мне очень интересна мысль Ниночки. Я хочу добиться, кто он.

НИНА. Мы не знаем, кто он.

М.О. А я думаю, мы очень хорошо знаем, кто он. Потому что это имя написано - вот здесь, на обложке. Вот здесь имя этого волшебника, который захотел проверить у всех детей фантазию и придумал такого папеньку. Его зовут Владимир Одоевский. Это именно тот писатель, который написал эту сказку. Как вы думаете, где находится этот волшебник? Если посмотреть на наши квадратики...

НИНА. Мне кажется, что он находится везде. Раз мы говорим, что это он - волшебник, значит, он и на столе, в табакерке, и в сказке, в которой он играет папеньку, и сочинитель - у него много ролей. Папенька. И Автор. И в табакерке он тоже участвует.

ОЛЕГ. Я по-моему уже говорил, что лучше говорить не о стране сказок, а о стране литературы...

М.О. Так вот же мы - открыли книгу и попали в страну литературы...

ОЛЕГ. Да, но в этой стране есть свои страны и районы. Здесь мы сначала попадаем в страну рассказа, а потом - попадаем в самый центр, в страну сказки. Из большой литературной планеты.

ДИМА. Если кратко объяснить то, что она сказала... как-то неестественно получается. Она говорит - писатель в книжке. Как это может быть? Как он мог туда попасть, он складывается, что ли?

НИНА. Дима, ты сейчас как шутку говоришь! Как он может туда попасть! Он туда не складывается! Он проникает в свою фантазию. Он сочиняет и таким образом проникает в сказку, становится этим папенькой... и в то же время как бы остается сверху и смотрит, как там все происходит.

ДИМА. Он находится на стуле за столом. И пишет.

М.О. Дима, видимо, плохо слышал конец нашего прошлого занятия. Там было так хорошо показано нами... Нина, помнишь, ты говорила - одушевление...душа сказки в нас переселяется. Душа автора переселяется в его творение, и в нем все проникнуто его фантазией. Вот ты когда писал про ворону Клару... когда ты ее описывал, разве ты не был там, рядом с ней?

НИНА. Я думаю, что каждый, кто пишет свое произведение, он представляет...

Вот Машина сказка... я сразу начала представлять, как Баба Яга... я даже вот Оле - я не могла запомнить этот рассказ - я взяла и нарисовала картинку. И Оля его чуть не наизусть рассказала.

НИКА. Мне кажется, любой, кто сочинит что-то и даже никому не скажет, он попадает в этот мир.

М.О. Конечно.

НИКА. Он является и в одном мире, и в другом.

НИНА. И в третьем. Вот смотрите... мы читали сказку про Бабу Ягу, как девушка ходила за светом... Сначала он - автор... потом он - в избушке, обычной... а потом он уже - в сказке самой, в дремучем лесу с Бабой Ягой...

М.О. Да... но вот тот автор, о котором мы сейчас говорим... Владимир Одоевский, он, наверное, относился к этому сказочному миру так же, как мы?

Мы открываем книжку - и попадаем в это другое измерение. А он открывал не книжку, а - тетрадку. “Поэтическая тетрадь” есть у нашего Алеши. Он открывает ее и начинает писать маленькие рассказики...

Мы открыли книжку... попали в другое измерение... сейчас мы работаем со сказкой “Городок в табакерке”... Вот Миша... табакерка... мы считаем, что табакерка не случайно попала на этот стол, скорее всего, по воле автора эту табакерку поставил на стол папенька. Миша очень хочет узнать... он заинтересовывается, у него возникает очень серьезный вопрос... и вот начинаются превращения, и Миша проникает в табакерку.

НИНА. С помощью сна.

М.О. С помощью сна. Итак, мы внутри табакерки. Мы уже вошли в табакерку. Там, правда, происходят еще некоторые чудесные явления. Чтобы попасть в табакерку, он... что с ним происходит?

АЛЕША. Он засыпает...

М.О. Он засыпает, но при этом с ним еще что-то происходит... уже в его сне..

А-а! А ведь вот еще что мы не учли! Миша засыпает и в этом сне он видит мальчика-колокольчика, с которым попал в табакерку. Ведь он увидел мальчика-колокольчика до того, как попал в табакерку! Прежде чем попасть в табакерку, он оказывается в собственном сне! Сначала он - в своем сне - видит мальчика-колокольчика, разговаривает с ним, и только потом попадает в табакерку. И для этого ему что приходится сделать? Табакерка маленькая, а Миша большой.

МАША. Он уменьшается.

М.О. Да. И проходит через маленькую дверку в табакерку. Куда он попадает?

ДИМА. В длинный-длинный коридор, где сначала высокие двери, а потом низкие.

М.О. Мы попадаем в коридор со сводами. Он не сразу попадает в городок, а сначала идет по коридору. И один из вопросов, которые у него были, он...

МАША. Решает.

М.О. Слушайте, а у Миши был этот вопрос до того, как он попал в коридор? Или он прямо в коридоре возникает?

ДИМА. Был. Когда он рисовал маменьку и папеньку.

М.О. Был. Но тогда он на этот вопрос не обратил внимания. И что он подумал?

Что ему маменька говорила ерунду. Он не поверил. Он рассердился на маменьку и не придал ее словам никакого значения. Так ведь? А вот тут в коридоре... он как бы на собственном опыте это видит - и вопрос его разрешается... тут же возникает и разрешается. Дальше. А дальше мы попадаем в красивый городок. Кто пойдет и нарисует сейчас путешествие Миши по этому городку?

(Сережа идет к доске и рисует.)

СЕРЕЖА. Сначала он видит много мальчиков-колокольчиков. И эти мальчики колокольчики звенят. Ему казалось, что они очень веселые и жизнерадостные, а оказалось все наоборот. Потому что были молоточки.

АЛЕША. А сначала-то он думал, что вообще там не пройдет. Под этими сводами.

СЕРЕЖА. Это мы уже прошли.

М.О. Да. Мы это уже оставили позади. Мы через коридор вместе с ним прошли. Уменьшившись, как и он. Помните, мы говорили с вами, что начинаем видеть глазами героя. Мы все время видим глазами Миши. Вот он идет по коридору. Вот он начинает разговаривать с мальчиками-колокольчиками. И он думает, что им так хорошо. У них уроков нет. Им учиться не надо. У них музыка. Все рады. Но колокольчики ему говорят: У нас здесь дядьки-молоточки. Они нас больно бьют.

НИНА. Они еще не поэтому... им было скучно только гулять да гулять...

М.О. Ты молодец, Ниночка! Миша думает: да, ведь и у меня так же бывает... смотрите- в коридоре он все время сравнивает табакерочную жизнь со своей жизнью, да? И здесь тоже - он гуляет в табакерке, а сам все время вспоминает себя вот в этом... вот в этой жизни - еще до сна, так? Помните, он говорит: я, бывает, играю, играю, и так скучно становится, что хочется уже и делом заняться!

Дальше... А дальше, что происходит с Мишей? Он видит, что его замечательных мальчиков бьют и обижают. Что переживает Миша? Что он чувствует?

НИНА. Ужасно!

М.О. Что же он чувствует?

НИНА. Жалость.

М.О. Если бы только жалость - он бы пожалел их. Да и все. По головкам бы погладил.

ДИМА. Ярость. Зачем вы бьете?!!

СЕРЕЖА. Он подумал, что он должен исправить это.

М.О. Да, наверное. Он решил, что именно он должен навести здесь порядок. Как это его характеризует? Мы говорили - он еще не школьник... он послушный мальчик...

АЛЕША. А... вот он-то школьник!.. он колокольчикам говорит: вам-то не надо делать уроки.

М.О. Смотрите. Алеша обнаружил, что все - таки школьник Миша...

НИНА. Нет-нет-нет... Не только в школе можно уроки делать. В садике-то тоже надо делать.

СЕРЕЖА. А почему ты так думаешь?

М.О. Скорее всего, Миша в садик не ходил. Может быть, даже в школу он тоже не ходил.

ОЛЕГ. Может, он в школу не ходил, но представлял, как в школу ходят.

ВЕРА. А может, ему дома задавали?

М.О. Может быть, он с учителем дома занимался. Были тогда в богатых семьях учителя - гувернеры.

СЕРЕЖА. Но все равно он учится же.

М.О. Понятное дело. Ну и... характер у него, оказывается, очень решительный. Потому что он решает навести порядок и устроить справедливость в этом городке в табакерке. Поэтому он решает...

СЕРЕЖА. Пойти спросить.

М.О. И что дальше?

СЕРЕЖА. Он решил пойти к валику.

НИНА. А кто такой? Как он выглядит?

М.О. Валик он и есть валик. Цилиндр. Вроде нашего маркера. Обшитый чем-то. Крючки у него торчат, он вот так поворачивается, крючочки цепляются за молоточки. Молоточки стучат. Колокольчики звенят. И Миша начинает приставать к валику с тем же вопросом, зачем вы это делаете. И уже после встречи с валиком он идет...

ДЕТИ. К пружинке.

М.О. Оказывается, самая главная там - царевна-пружинка. И помните, что пружинка говорит возмущенному Мише, который так хочет навести порядок?

ДИМА. А что ж это так? А как бы без меня здесь все было?

М.О. Да. Она ему буквально объясняет, как устроена табакерка. Смотрите, она что еще Мише говорит. Не случайно, мне кажется. Она говорит: глупый ты мальчик, неразумный мальчик!

НИНА. На все смотришь - ничего не видишь.

М.О. Вот так. То есть смотрите, что получается, Миша был глупенький?

НИНА. А почему он ничего не видит?

М.О. Почему ничего Миша не видит?

НИНА. Хоть эти молоточки и злые, но... ОНИ-ТО И ДАЮТ МУЗЫКУ!

М.О. Так чего ж не увидел Миша?

СЕРЕЖА. Миша не увидел, что если бы не было этих молоточков... он же хотел от них избавиться...

ОЛЕГ. Другими словами - он не видел системы.

М.О. Он не видел системы? А мог ли он видеть систему?

АЛЕША. Он видел ее! Он видел!!! Он видел, когда ему показал ее папа!

М.О. Поняли ли вы, что Алеша говорит? Миша видел систему, когда ему показал ее папа, когда он был не внутри, а у себя в комнате смотрел на стол с табакеркой. И тогда музыка играла и все было хорошо. Он решил, Миша, что если он попадет внутрь табакерки, то он точно уж поймет, как это устроено. Оказалось - ничего не понял. Почему так?

АЛЕША. (растерянно) Интересно...

НИНА. Он ничего не понял... сверху можно увидеть механизм. А он-то не видел, что это механизм. Он видел, что это какие-то сказочные герои.

ДИМА. Главное - то, что внутри.

М.О. Я с тобой совершенно согласна. Он попал в табакерку и увидел жизнь, которая внутри табакерки. Он стал среди этих сказочных героев сам ходить, их жалеть, их любить...

НИНА. Он даже не задумывался, что это какое-то устройство. Он думал, что вот это мальчики... хоть и колокольчики, но - мальчики... такие же мальчики, как мы...

ОЛЕГ. Анекдот. Вовочка, зачем ты разобрал бинокль. Ты же видишь, здесь, кроме линз, ничего нет. - Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

М.О. (смеется) Вот и анекдот. Олег пошел по диминому пути.

ДИМА. А я считаю так, что пружинка - это наше правительство. А колокольчики - это все мы. Молоточки - чиновники, а валик...

(с м е х)

М.О. Ну... и чем же все заканчивается? Возмущенный Миша пружинку пальчиком придавил.

(обрыв записи)

(ПОСЛЕ ПЕРЕРЫВА)

М.О. Посмотрите, пожалуйста, что вот это вот напоминает? что-то такое, что мы с вами знаем давно?

ДИМА. Круговорот. В любой... в сказках, которые мы читали... герой сначала - там, потом еще где-то, потом - возвращается...

МАША. Как в сказке “Птичий язык”... там же тоже...

ДИМА. Колечко.

ДЕТИ. Еще - колечко...

М.О. Да. Но есть тут кое-что, по-моему, и поважнее. Внутри табакерки... путь Миши ничего вам не напоминает? Почему Мишу выбрасывает из табакерки?

СЕРЕЖА. Потому что он очень сильно испугался. Пружинка лопнула, он думал, что его отец наругает. От этого волнения Мишу взял страх, и он проснулся.

М.О. Ага! Что нам говорила Ниночка в самом начале урока? Почему Миша испугался так сильно? Когда пружинка лопнула - он что немедленно же вспомнил?

АНЯ. Папа говорил ему, что ее нельзя трогать.

ДИМА. ЗАПРЕТ!

СЕРЕЖА. Он очень сильно испугался, что ничего не будет... колокольчики погибнут... и не будет больше музыки. Он испугался, что все погибнет!

ОЛЕГ. Закон бутерброда.

М.О. Бутерброд всегда падает маслом вниз?

ОЛЕГ. Нет. Не в том смысле. Закон бутерброда таков: если хлеб намазать маслом, то он перевернется. Запрет должен быть нарушен, иначе его никто не стал бы давать.

М.О. Это же ниночкина мысль. Помните, она нам сказала, что, наверное, папа...

НИНА. Как в сказке про... как в мифе об Орфее и Эвридике... Аид дал указ, что нельзя... он же знал, что запрет нарушат, поэтому он сказал. Не стал бы он так даром отдавать. Он очень хорошо знал людей, раз у него так много умерших было... и он знал, что раз Орфей Эвридику так любит, то он все-таки нарушит запрет.

М.О. И раз Миша такой любопытный мальчик и настырный... папа знал, что Миша - настырный мальчик?

ДЕТИ. Да. Конечно.

М.О. Поэтому он знал, конечно, что Миша-таки в табакерку влезет и пружинку тронет... Слушайте, а реальная табакерка... не сказочная табакерка во сне, а реальная, которая стояла на столе у Миши... она сломалась? Или только во сне табакерка сломалась?

ДЕТИ. Во сне.

М.О. А настоящая осталась целенькой! Вот какая классная штука - сон!

ДИМА. Запрет-запрет... почему-то всегда... вот что ты хочешь, то тебе и запрещают! Если тебе не дадут запрет - не ешь то, что тебе не нравится, ты не будешь есть, потому что тебе не нравится. А если хочешь - все равно сделаешь!

М.О. Есть очень интересный рассказик. Даже, по-моему, не рассказик, а фильм. У родителей была проблема - мальчик не хотел читать. И вот один папа говорит другому: дай мне его на один день, он у нас живо зачитает. Мальчика папа приводит в этот дом, к родителям его друга, а те ему сразу говорят: “ Ты знаешь, Петя, мы все разрешаем нашему Вовочке, только не разрешаем ему читать в туалете и в постели - под одеялом с фонариком. Вот все можно, а это - ни в коем случае нельзя!”. Как вы думаете, что произошло?

ДИМА. Начал читать.

М.О. Ребенок начал читать под одеялом с фонариком. Оказалось, так увлекательно, так страшно интересно... с тех пор...

НИНА. Я знаю -почему. Он был - “баловный” мальчик. Ему нравилось нарушать запреты!

НИКА. А это то же самое, как... есть книга такая - “Вредные советы”.

М.О. Молодец! Я тоже хотела это сказать.

НИКА. Там написано: хорошим детям нельзя, потому что они послушные и начнут это делать.

М.О. Кто в следующий раз нам “Вредные советы” принесет?

(Все поднимают руки.)

Теперь скажите мне, пожалуйста, Владимир Одоевский читал народные сказки?

ДЕТИ. Да!

ОЛЕГ. Он их не читал. Народные сказки не читают, а слушают.

М.О. Да. Он их слышал, наверное, от своей нянюшки.

НИНА. Больше всего он, наверное, любил “Вредные советы”. И читал их.

М.О. (смеется) Одоевский? В начале девятнадцатого века?

НИНА. А может, он знал хоть один?

М.О. Есть ли народные песенки... и стишки, где тоже есть что-то, подобное вредным советам?

ДИМА. Тили-тили-тесто...

М.О. В общем, есть, о чем подумать.

НИНА. Слушайте, а может, автор... (неразбочиво)

Нина пытается выразить свою мысль - у нее получается не очень складно, часть детей отвлекается...

М.О. Стоп! Что у нас происходит? Человек говорит увлеченно - он мне, что ли, только говорит? Я вот думаю все: наверное, дети у меня стали воспитанными, хорошими, они любят друг друга, понимают... сегодня Ника с Машей вдруг начинают выяснять отношения - самым безобразным образом! Вдруг Дима начинает нам что-то демонстрировать... ну что это такое? Мы или дикари, или нормальные люди, которые книги читают и могут их обсуждать. Мне это странно. Извини, пожалуйста, Ниночка, что я вынуждена была тебя перебить.

НИНА.(продолжает) Может, автор этого фильма (или рассказа) сам думал, как этот мальчик, который не хотел читать. И с ним самим такая история приключилась... И он вспомнил свою жизнь, когда он был маленьким, и написал...

М.О. Может быть... Но вот что получилось у Владимира Одоевского, который, конечно же, читал народные сказки или слышал от своей няни. Конечно, когда-то он слышал народные потешки... дразнилки... Конечно же, он еще много чего читал. Чего же он еще мог начитаться?

НИНА. Многое, наверное, шло от няни. Я думаю, что все сказки пошли именно от нянь. Пушкину - рассказывала няня. Потом - Одоевскому... Всем писателям рассказывали что-то няни. Няни же... они уже старенькие... уже много нажили...

М.О. Если и не няни, то бабушки, да?

НИНА. Может, даже дедушки...

М.О. Да. Или папы с мамами. Скажите, пожалуйста, что еще могло увлекать Одоевского, когда он начал писать “Городок в табакерке”? Какие книжки он читал? Это хорошо видно.

НИНА. А может, он читал в библиотеке? Может, у него библиотека была?

М.О. Без всякого сомнения! Какая любимая книжка, помимо всех прочих, была у Одоевского?

НИНА. Может, своя, которую он написал?

М.О. Может быть... но какую книжку он рекомендует почитать своему юному читателю?

ДЕТИ. Неизвестно.

М.О. Как так? Он же сказал! Он же назвал эту книжку!

ДИМА. Учебник!

М.О. Учебник механики. Знаете, есть такая гениальная поэтесса - Анна Ахматова, она однажды такие строчки написала:

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда...

Смотрите, из какого разного материала оказалась созданной эта удивительная сказка! Даже учебник механики - и то здесь отразился. Наверное, у Олега в его фантазиях довольно часто отражается его учебник программирования. Вот как все в литературе любопытно и интересно.

НИНА. Мы говорили на том уроке, что все же смешивается... вот вы зададите сейчас домашнее задание, а мы придем и будем думать - “Городок в табакерке”... “Городок в табакерке”...

М.О. А сейчас у нас осталось совсем немножко времени. Я хочу вам почитать еще одну сказку, которая имеет самое прямое отношение ко всему тому, о чем мы сегодня говорили. Но - какое именно это отношение, какова связь этой сказки с тем, о чем мы говорили, вам надо определить самим. Мы ее всю прочитать не успеем. Но я надеюсь, что вы эту сказку тоже все знаете. И прочитаете до конца дома. Итак...

(читает первую главу “Алисы в стране чудес” Л.Кэрролла)

 

 

 
 

 

 

КОНЕЦ ЗАНЯТИЯ. ОБЩЕЕ ВРЕМЯ - 80 минут.

 

 

  

Редактор - Сергей Ятмасов ©1999