Новости | Писатели | Художники | Студия | Семинар | Лицей | КЛФ | Гости | Ссылки | E@mail |
|
ЗАНЯТИЕ ДВАДЦАТОЕ.
РАССКАЗ - СКАЗКА - БАСНЯ 28 января 1999.
М.О. М.О. Три слова - “сказка-рассказ-басня” - мы в треугольник соединили в прошлый раз. И Олег сумел нам показать, что главная противоположность здесь - это противоположность СКАЗКИ и РАССКАЗА. Почему? Потому что, сказал нам Олег, в сказке присутствуют, с одной стороны, волшебство, с другой стороны, - чудо. А в рассказе рассказывается либо о том, что было, что произошло на самом деле, либо о том, что может произойти на самом деле. И это Олег назвал одним словом - РЕАЛЬНОСТЬ. В сказках есть волшебство и чудо, а в рассказе описывается что-то реальное. Но когда у нас зашел разговор о БАСНЕ, тут дело немножко усложнилось. Можно ли сказать, что БАСНЯ противоположна СКАЗКЕ? Или сказка и басня - это одно и то же? ВЕРОНИКА. Сказка и басня похожи, но в басне звери - герои, а в сказке - и звери, и люди. ДИМА. Басня обычно в стихотворной форме. М.О. Не всегда. Родоначальник басни Эзоп как раз не в стихотворной форме басни писал, а в прозаической. ОЛЕГ. Я уже говорил на прошлом уроке... басню можно рассматривать как сказку и рассказ вместе взятые. В басне происходит то же, что и в рассказе, только с совершенно другими персонажами. Это показывает человеку на то, что может случиться в такой же ситуации. М.О. Вы поняли, что Олег сказал? ДЕТИ. Да. ВЕРОНИКА. Я не совсем поняла... М.О. Олег, можно я для Вероники попробую тебя истолковать? Он говорит, что басня - это что-то среднее между сказкой и рассказом, потому что в басне как раз и рассказывается, что происходило или что может происходить... и вообще, что происходит обычно. НО! Это показывается не с обычными персонажами рассказа, а с какими-то выдуманными героями, персонажами, похожими на сказочных. Поэтому очень часто... какие герои в баснях? Не случайно ты, Вероника, об этом вспомнила! Какие герои в баснях? ВЕРА. Это животные. М.О. И не простые животные. А животные, которые говорят и ведут себя.. ДЕТИ. Как люди. М.О. Молодцы. Вот - и с одной стороны, басня показывает нам то же самое, что и рассказ. Там ведь нет никакого специального волшебства... но там показывается обычное с какими-то необычными персонажами. Например, с говорящими животными. И еще одна очень важная штука есть в басне. Рассказывается что-то в басне и при этом обязательно есть... АЛЕША. Секрет... ДИМА. Вывод. М.О. Да. Мораль или вывод. Секрет в басне точно есть. И мы это положим на нашу полочку. Мы вспомним про этот секрет. Но в басне есть МОРАЛЬ. А что такое - мораль? ДИМА. Это то, что можно сказать об уже происшедшем... именно - выделить. М.О. Вывод. Но не простой вывод. ДИМА. Поучительный. М.О. Поучительный! О! Молодцы! Мы поняли, что такое мораль. Это - ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД. То есть басня всегда чему-то - учит? ВЕРА. Поучает. М.О. Да! Ты совершенно права, Верочка... даже не просто УЧИТ, а ПОУЧАЕТ. С помощью басни чему-то поучают. Скажите, а СКАЗКА - чему-то учит? ДЕТИ. Да... Нет... СЕРЕЖА. Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок. ДИМА. Учит, конечно. М.О. Так... а чем же тогда сказка от басни отличается? Басня - учит. Сказка - учит. ВЕРА. Ложью. М.О. То есть - вымыслом? ВЕРОНИКА. В сказке волшебство, по-моему, специально показывается, а в басне - нет. ОЛЕГ. Можно произвести опыт. Взять какое-нибудь произведение. Может, даже наше. Типа сказки. Выбросить из него всех персонажей. И подставить туда говорящих животных. И получится басня. М.О. А получится ли басня? Таким вот образом. ОЛЕГ. И подписать мораль. М.О. Не знаю... неизвестно... я хочу тоже вам предложить эксперимент. Посмотрите - вроде бы разобрались: басня... сказка... рассказ... А вот еще одна штука... и мы тоже в прошлый раз об этом говорили. Мы сделали очень интересную штуку, и теперь мы можем этим воспользоваться. Мы задумались тогда, бывает ли такое специальное сказочное МЕСТО, специальное сказочное ВРЕМЯ и специальные сказочные ГЕРОИ. Бывают такие МЕСТА, которые нами воспринимаются именно как СКАЗОЧНЫЕ МЕСТА? Вот назовите мне какие-нибудь сказочные места? ДИМА. Для маленьких детей зоопарк, например, - сказочное место. М.О. А если вспомнить те сказки, которые мы читали. Русские народные сказки. Например, Избушка на Курьих Ножках... это можно назвать сказочным местом? ДЕТИ. Да. М.О. Дремучий Лес? ДЕТИ. Да. М.О. Еще какие? Места, которые сразу вызывают у нас ощущение СКАЗКИ? Помните, Нина говорила - ЗАПАХ СКАЗКИ... ВЕРОНИКА. Дворец. ОЛЕГ. Есть ведь... по настроению - то вызывают, то не вызывают... Представьте - пластмассовая Избушка на Курьих Ножках... М.О. А если я скажу - Некоторое Царство Некоторое Государство... ВЕРОНИКА. Это сказочное место! М.О. А как СКАЗОЧНОЕ ВРЕМЯ обозначается? Долго ли, коротко ли... ОЛЕГ. А по-моему, сказочного времени нет. Оно - НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ. Долго ли, коротко ли. Это - НЕ ВРЕМЯ. Время,но... непонятное какое-то. ВЕРОНИКА. Но время же! М.О. Как в сказке время измеряется? Когда хотят сказать - тебе придется идти очень-очень долго: износишь тридцать три железных сапога, истреплешь тридцать три железных колпака, съешь тридцать три железных хлеба... Видите? Олег совершенно прав. Это такое неопределенное время. Оно... помните, как у Спилберга: мы попадаем в другое время, которое очень не похоже на наше... оно как замедленные часы... ОЛЕГ. Я в одной сказке читал - что “ можно не один котел рыбы сварить”... М.О. Не один котел рыбы сварить... не одну трубку искурить... ну и так далее. Только не так, как мы обычно измеряем время. Ну что ж... оказывается, есть такие места, которые нами воспринимаются как сказочные, и есть герои сказочные... ну - привычные наши сказочные герои? ДИМА. Баба Яга. М.О. Баба Яга. Леший. Иван Царевич. Василиса Прекрасная. ДЕТИ. Василиса Премудрая. Царевна Лягушка. Елена Прекрасная. М.О. Да. И говорящие звери - особые. Чем, например, Царевна Лягушка отличается от какой-нибудь басенной лягушки? Или от “свиньи под дубом”? (с м е х) Или, например, чем Серый Волк, на котором Иван Царевич едет, - помните? - отличается от Волка на псарне? СЕРЕЖА. Царевна Лягушка - старательная, а свинья - ленивая. И вообще... басня описывает все-таки людей. М.О. То есть на самом-то деле в басне мы всегда подразумеваем под животным человеческий характер... а Волк-то у Ивана-Царевича - настоящий. Нельзя сказать, что под ним какой-то человек подразумевается. Это - настоящий сказочный Волк. У него, когда шерсть дыбом встает, искры, поди, летят во все стороны! Так ведь? Или, скажем, сказочный Богатырский Конь! ВЕРОНИКА. А вот граф Дракула? Он, когда на улице, то он волк, а когда домой возвращается, то - человек. Так он волк или человек? М.О. А тут... даже не скажешь, что это сказка. Потому что мы с вами еще одно пространство знаем - не сказочное и не басенное... и не “рассказовое”... А какое? Мифическое. Оно у нас уже было, это пространство. Когда мы про царя Эдипа читали, про Орфея и Эвридику. Оно связано с легендами, с преданиями. Там тоже есть свои места, свое время и свои герои. Однако... давайте проведем обещанный эксперимент. Я вам прочитаю некоторое произведение - и вы мне скажете, сказка это, рассказ или басня? (М.О. читает русскую народную сказку “Крошечка-Хаврошечка”) ОЛЕГ. Я считаю, это - сказка. М.О. Почему? Доказывай. ОЛЕГ. Конечно, есть что-то и от басни, но все-таки есть поговорка “ Сказка - ложь, да в ней намек...”. А намек - это почти то же самое, что мораль. И поэтому немножко басней отдает... М.О. Какая тут мораль? ОЛЕГ. М-м... тогда... я считаю, что это ГИБРИД. (с м е х) М.О. Как интересно! ОЛЕГ. Гибрид сказки и басни. Но не рассказ. ДИМА. Это русская народная сказка! М.О. Понятно, что русская народная сказка. У нас очень много чего подходит под “русскую народную сказку”. ДИМА. Из косточек ничего не вырастет - раз. Ветки сами приклонились - два. ОЛЕГ. И как она влезала в ухо... СЕРЕЖА. Корова говорила... А мне кажется, здесь СОБРАНО ВСЕ. От сказки здесь то, что невозможно - что корова разговаривает, веточки слушаются, не опускаются... Это сказка. От басни, мне кажется, то, что говорится - есть плохие люди, есть хорошие, а есть такие, которые своего брата не стыдятся. Только тут не скрываются под животными эти люди. Еще рассказ. Это просто рассказ о том, что было. ОЛЕГ. У меня... что-то подобное тоже. Но все-таки я считаю, что это ТОЛЬКО СКАЗКА. М.О. Почему? ОЛЕГ. Потому что для нормальных людей рассказывание сказки и басни... это не то, что рассказ! АЛЕША. Все-таки нельзя в ухо корове влезть. М.О. То есть главное все же - здесь есть волшебство, так? Вот это - сказочное. Хотя сама по себе говорящая корова... ВЕРОНИКА. Может быть и в басне. М.О. А теперь я прошу вас посмотреть на эту схему. Я же не случайно здесь ее вам нарисовала. Если говорить о сказочном месте. Где происходит все в этой сказке? ДИМА. В деревне. М.О. Это сказочное место? ДЕТИ. (дружно) Нет. М.О. Это обычная деревня, где живут обычные люди. Да и ситуация показана вполне по-басенному. АЛЕША. Живут себе обычные люди... М.О. Да. Есть всякие разные люди. Есть хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся. Что значит - “ брата не стыдятся”? Почему - такая фраза? АЛЕША. Не боятся? ДИМА. Это об уважении. То есть не уважают. М.О. Даже родственников не жалеют, уж не говоря об остальных. И вот к таким попала сиротка. Вообще все это происшествие... девочка-сиротка попадает к чужим людям, которые ее заставляют на себя работать. ВЕРОНИКА. Но они ее выкормили! М.О. Они ее выкормили - то есть вроде бы она и должна быть им благодарна... хотя... Скажите, а вам не вспоминается какая-нибудь нерусская сказка, напоминающая эту? Вот этот сюжет - про сиротку у мачехи и ее дочек? ДЕТИ. Золушка! М.О. История сиротки, попавшей к чужим людям, очень часто обыгрывается в народных сказках. Это ситуация сказочная, басенная или обычная жизненная? ДЕТИ. Обычная... как в рассказе... это часто бывало на самом деле... М.О. Но это может послужить для басни? Чтобы сделать мораль какую-то? ДЕТИ. Да... М.О. Скажем, мы подставим сюда вместо людей животных... да можем, впрочем, и людей оставить, расскажем - и сделаем вывод, что нельзя обижать беззащитных. Вот и басня. А есть ли тут сказочные герои? ВЕРОНИКА. Одноглазка и Триглазка. М.О. Да. Вот с этими дочками что-то неладно. Странные дочки в этой семье. ОЛЕГ. Корова. М.О. А корова? Вот просто корова - это сказочный персонаж? ДИМА. Нет. Но она - волшебная. М.О. Ага. То есть это обычный персонаж. Но он показан как чудесный. ОЛЕГ. И что за уши-то были у этой коровы, что Хаврошечка могла в них влезть? ВЕРОНИКА. А я в книге видела иллюстрацию к этой сказке - там корова была обычная, с нормальными ушами. Вот это же - волшебство! М.О. Конечно. Волшебство, которое как-то связано с коровой. Это именно корова была чудесная. Вроде бы обычное животное, но именно с ней связано все чудесное в этой сказке. И еще - какие-то странные дочки... ОЛЕГ. А чем... это, может быть, не к теме... но все же, чем фантастика отличается от сказки? Сейчас мне это все как-то напоминает... какое-то особенное здесь волшебство... или колдовство... но в то же время это и... как рассказ? М.О. Вот и еще три слова у нас возникло, которые не мешало бы понять... как они относятся друг к другу... но пока мы говорить о них не будем, а просто положим на полочку. Прямо положим на полочку, ладно? ВОЛШЕБСТВО - ЧУДО - ФАНТАСТИКА. Только пишите, пожалуйста, слова правильно. Я крупно написала. Так... а есть ли сказочное время в этой сказке? Когда это было, точно мы знаем? Чем вообще время рассказа отличается? Оно какое? СЕРЕЖА. В рассказе оно определенное. М.О. Да. Было вот тогда-то... В таком-то году. Вчера. Когда я был маленьким... “Когда мне было восемь лет, Я пошла смотреть балет...”. (с м е х) Есть ли указания на то, что в этом произведении есть настоящее реальное время? ДЕТИ. Нет. М.О. Оно неопределенное, и даже в одном месте, помните, мы слышали - “много ли, мало ли времени прошло, едет добрый молодец...”. Так что посмотрите, может, действительно Сережа был прав, когда сказал, что и рассказ, и сказка, и басня здесь как-то присутствуют. А Олег сказал - “гибрид”... ДИМА. Но автор-то сказал - СКАЗКА. М.О. Но это - народная сказка и... ДИМА. А на книжке что написано? Русские народные СКАЗКИ! М.О. Отлично. Тогда я вам сейчас из той же книжки еще прочитаю кое-что. И вы еще раз попробуете ту же самую задачку - что мы услышали: сказку, басню или рассказ? (читает сказку “Журавль и Цапля”) ВЕРОНИКА. Это басня. Потому что здесь все герои животные, и под ними подразумевается человеческий характер. М.О. А какой вывод, если уж на то пошло? Какая мораль? ВЕРОНИКА. Вот так часто бывает и у людей... СЕРЕЖА. Поменьше “выбражать” надо. АЛЕША. А я тоже считаю, что это басня. ДИМА. Но ведь - русская народная сказка. М.О. Да. Так почему ж все-таки сказка? ДИМА. Так посчитали. ВЕРОНИКА. Ну... может быть, говорящие животные - это же волшебство. М.О. Хорошо. Тогда я вам прочитаю третье произведение. И после этого мы уже более подробно поговорим о сказке, о басне, о чудесах... ДИМА. И волшебстве. М.О. Вот именно. Ну... слушайте меня внимательно. (читает сказку “ Каша из топора”) ВЕРОНИКА. Здесь... даже нет волшебства. Это, по-моему, и басня, и сказка. СЕРЕЖА. А мне кажется... это басня. Потому что эта бабушка была жадная. Ее этот солдат заинтересовал. Она говорила сначала, что ничего нету, а тут сразу все нашлось. М.О. То есть мораль очень простая. ОЛЕГ. По-моему, это очень интересная басня. Только тут “затычками” служат не говорящие животные, а самые обыкновенные люди. М.О. Чем-чем они служат? ОЛЕГ. “Затычками”. (с м е х) М.О. Какими затычками?Это что за выражение? ОЛЕГ. Я уже говорил, что басня- это рассказ, если в нем поменять героев. А мораль получается как - она из того, что будет, если нас поставить на это же место. М.О. А хотите я вам скажу одно словечко, которого вы еще не знаете, но которое подходит... А скажите, у вас не возникало ощущения, что это вообще - рассказ? Почему это не рассказ, а? ОЛЕГ. Рассказ. Только ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ. М.О. Тут какие-нибудь чудеса есть? Волшебство, чудеса... нет? ДЕТИ. Нет. М.О. Но остается ли у нас ощущение какой-то удивительной неожиданности? Чудеса бывают только волшебные или жизнь может на самом деле преподнести нам что-то такое, что воспринимается как чудо? ВЕРА. Да. М.О. Такое, скажем так, ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО. Обыкновенное чудо нашей жизни. Но это обыкновенное чудо очень коротко рассказывается, и чувствуется вывод. Это похоже на басню. Вот смотрите - есть такое слово: ПРИТЧА. Вот эта штука, которую мы сейчас с вами прочитали, может называться ПРИТЧЕЙ. Притча очень похожа на басню, потому что у нее всегда есть какой-то вывод, но она не с говорящими животными связана... И еще. Вот обратите внимание БАСНЯ и ПРИТЧА отличаются от РАССКАЗА и СКАЗКИ чем? Они очень короткие. Можно сказать - вот сейчас опять буду говорить взрослые умные слова, но я уверена, что вы их уже понимаете, уже к ним привыкли - что ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО басни и притчи небольшое, оно как бы... если, скажем, сказка предполагает большое пространство, простор для рассказывания, то притча и басня обычно маленькие по объему, но зато в них вмещается такой громадный смысл, что можно сделать выводы для всех. Не делайте людям того, чего сами себе не хотите! Вот так. АЛЕША. А может быть, такое сделать слово... Есть сказка, басня, притча, рассказ... Взять и сделать из этого всего одно слово... М.О. Ох, какое интересное получится слово! Как же такое слово можно сконструировать - сказкобаснерассказ? ДИМА. По одной букве взять от каждого... как... КПСС. (с м е х) М.О. Ну... не знаю... мне кажется, этого совершенно не стоит делать. Но я хочу сказать вам такую интересную вещь: очень часто в наших собственных произведениях и сказка, и басня, и рассказ, и притча подают о себе весть. Как-то намекают и напоминают о себе. Можно сказать, что есть специальные басенные герои? ВЕРОНИКА. Животные... Или неодушевленные предметы, которые говорят человеческим голосом... М.О. А герои рассказа это чаще всего кто? СЕРЕЖА. Человек. М.О. Обычные люди. Помните, мы читали “Городок в табакерке”? Мы открывали с вами книжку и попадали в мир, в котором живет Миша. И этот мир был очень похож на наш мир, на реальный. Сначала мы попадаем в рассказ, а потом в самую середину - в сказку. Ну вот... с этим, кажется, мы разобрались. А теперь знаете, что я сделаю? Я прочитаю вам нечто такое... и мы, с одной стороны, посмотрим, что у нас здесь есть, - сказка, басня, рассказ или притча, а с другой стороны, посмотрим, как обстоит там дело - с другими тремя словами, с волшебством, чудом и фантастикой... (читает “Сказку о потерянном времени” Евг. Шварца) К сожалению, запись обсуждения сказки Шварца оказалась поврежденной.
|
КОНЕЦ ЗАНЯТИЯ.
|
Редактор - Сергей Ятмасов ©1999 | |||||||