Новости | Писатели | Художники | Студия | Семинар | Лицей | КЛФ | Гости | Ссылки | E@mail
 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ ПЯТНАДЦАТОЕ.

 

ПУТЕШЕСТВИЕ С АЛИСОЙ

 

18 декабря 1998 г.

 

М.О. САВВИНЫХ
ВЕРА, СЕРЕЖА, НИНА, МАША, ОЛЕГ, НИКА, ВОЛОДЯ

В этот вечер с нами, к сожалению, не было Димы, Светы, Ани, Алеши и Вероники. Их отсутствие очень ощущалось. И поначалу все занятие показалось мне неудачным - каким-то повторением “задов”. Но потом, внимательно прослушав запись, я поняла, по крайней мере, две интересные вещи: во-первых, в отсутствие уже привычных лидеров неожиданно ярко раскрылись дети, которым прежде не хватало голоса, чтобы заметно участвовать в обсуждении: как никогда, активны были Вера и Маша, заговорил - и очень точно, по существу, - молчун Володя; во-вторых, литературоведческая работа, доминантная до сих пор, здесь вся насквозь прониклась и осветилась особенностями “познавательного” предмета, этот предмет стянул на себя все - и не случайно! Видимо, это совершенно естественно после “Городка в табакерке”. Дидактизм “Городка” повлек за собой особую ниточку обсуждения “Алисы” - уже знакомые крупные единицы формы не тяготели так к разговорам, как вопросы-крючки, всюду щедро разбросанные Кэрроллом. Дети попались на эту удочку - и действительно, вместе с Алисой бросились обсуждать геофизические проблемы. Я увидела в этом какой-то специфический акцент - и добросовестно расшифровала магнитофонную запись. Вот она.

НИКА. Марина Олеговна! А почему Вы оценки не ставите?!

М.О. Зачем тебе оценка? Разве мало того, что я тебя все время хвалю? Какой у нас замечательный Ника, как здорово все время работает!

НИКА. Хоть бы двойку поставили!

М.О. Нет, я не буду тебе двойку ставить!

НИКА. (полукапризно-полушутливо) Ну, пожалуйста!

М.О. Ну что ж... я думаю, что уже пора начинать работу?

ДЕТИ. Да.

М.О. Тогда начинаем работу. Знаете - о чем я думала, когда шла к вам... думала-думала и никак не могла от этой мысли отделаться... когда мы говорили с вами о Мише, у нас остался неразрешенным один вопрос. Помните, мы стали говорить о том, что Миша попал в табакерку и ничего не понял. Так что же он попадал туда зря? Раз с ним ничего не произошло?

НИНА. С ним произошло. Он, хотя и не заметил техники, но зато он побывал там... он же больше жизни хотел туда попасть...

ОЛЕГ. По-моему, он что-то понял не тогда, когда туда попал, а когда пружинка лопнула: вот тогда он все понял.

М.О. Значит, все-таки надо было ему сходить внутрь табакерки?

ОЛЕГ. Надо было!

М.О. Но самое-то главное - смотрите: Миша сначала слышал играющую музыку, видел целую табакерку - и не понимал, почему музыка играет. Когда он попал внутрь табакерки, он очень долго там ходил, стал мальчиков-колокольчиков жалеть, стал разбираться, ничего вроде бы не понял... не случайно же ему говорила Пружинка: на все смотришь, ничего не видишь...но когда пружинка лопнула, он все-таки что-то понял! И папенька ему потом сказал об этом: теперь ты уже почти узнал! Ты тогда до конца узнаешь, когда прочтешь учебник механики.

НИКА. Если бы все в табакерке остались живы, он потом мог бы просто свои тетрадки принести и делать все по тетрадке.

М.О. Если бы Миша изучил механику, он бы смог, наверное, просто починить табакерку?

НИКА. Но тогда молоточки опять начали бы по ним стучать!

М.О. Да. Тогда бы начали опять стучать. Никак не избавишься от этого стука.

НИНА. А мне кажется, что от этого стука можно избавиться. Чтобы стучать, например, не больно. Когда мы по колокольчику стучим легко - это же не очень больно?

М.О. А! Тогда Миша может рассматривать это как инженерную задачу!

НИНА. Да. Можно, например, на колокольчики нацепить вату. Тогда им будет не больно.

М.О. А если на колокольчки нацепить вату, и им будет мягко, какая будет музыка? Хорошая или не очень?

НИНА. (саркастически) Хорошая...

М.О. Очень сомнительно.

Дети начинают бурно проверять как разные предметы стучат по твердому и по мягкому - например, карандашом по столу или по руке.

СЕРЕЖА. И еще... по-моему, никто не говорил... почему Мише во сне... обычно во сне снится то, что ты видел. Что ты знаешь. Что у тебя в голове. А Мише приснилась внутренность табакерки... откуда он это знал? Почему пружинка рассказала ему об этом. Ведь нельзя же действительно во сне узнать что-то - нужно это перед этим знать.

М.О. Да. Помните, мы говорили о мишином опыте. Наверное, что-то было у него... какие-то знания все-таки были, если ему такой сон приснился, так ведь? Был такой великий ученый Дмитрий Менделеев, химик, так вот он увидел во сне свою таблицу элементов... а когда говорят, что будто бы Ньютон открыл закон всемирного тяготения, когда ему яблоко на голову упало, наверное, в этой голове что-то уже должно было быть, чтобы из падения яблока получился закон всемирного тяготения, так?

Но почему я начала с этого... Вот какой вопрос меня донимает - для того, чтобы понять, как устроено что-то, нужно ли туда проникать или можно просто, глядя сверху, все понять.

НИНА. Глядя сверху. Если ты разбираешься в механике. Ему все-таки надо было прочитать эту механику.

ОЛЕГ. По-моему, нельзя. Вот, допустим, перед тобой стоит какой-то механизм. В открытом положении. В закрытом ничего не увидишь, хотя он и больше похож на настоящий. А вот в открытом. И ты как бы обязательно проникаешь туда и смотришь - так: вот это делает то-то, а это делает то-то...

Но ты же взглядом тоже проникаешь. Твой взгляд туда входит, он как бы там находится. Твой ум вместе со взглядом тоже там находится.

М.О. Замечательная мысль! Это, между прочим, нам и Ниночка говорила. Очень важно уметь умом проникать внутрь и в то же самое время оставаться снаружи и видеть сверху. Может так делать человек?

НИНА. Да.

М.О. Потому он и человек. И литература нам это помогает делать. И сказка нам это помогает делать. И чувствовать себя там, среди литературных героев, и любить их, и жалеть, как Миша, но в то же время надо уметь смотреть на все это как бы со стороны. И автор нам дает такую возможность.

ВЕРА. У меня есть “тамагочи” маленький. И я решила его разобрать - что там внутри? Ну и разобрала. Там обычные линзы и две батарейки. Мне сразу стало неинтересно. Я его опять собрала и положила. Вот когда уже узнаешь, что внутри, уже неинтересно.

М.О. Очень любопытная мысль...

ОЛЕГ. Я немного не согласен с Верой... Я сказал, что ты туда умом попадаешь действительно, когда уже начинаешь понимать. А как поймешь, если ты там ничего не видишь? Ведь электричества не видно. А там одни микросхемки. В этой самой игрушке. Если не знаешь, что это такое и не поймешь, то и не проникнешь. Для того, чтобы куда-то проникнуть, сначала надо начать что-то понимать. А если понимать не начнешь, то и шаг в дверь в эту самую не сделаешь.

М.О. Я все больше и больше проникаюсь уважением к Мише. Оказывается, он такой... очень перспективный ребенок. И вот интересно... Олег какую мысль нам подал: если совсем ничего не понимать, то и в дверку не войдешь. А ведь мы говорили: мы открываем книжку... открываем дверку - входим в книжку. Если мы совсем-совсем ничего не понимаем в этом, то мы и ни в какую сказку не войдем?

НИНА. Мне кажется, что человек не попадет в сказку в том случае, если у него нет фантазии. Если он не верит в нее. Он туда попадет, но он попадет туда зря. Как только он скажет: ну... вот... сказочное..., его все оттуда вытолкнут. Зачем нам такие, кто в нас не верит.

ОЛЕГ. Вот смотрите. Человек не умеет читать. Ему непонятен текст - и он, конечно, не проникнет.

М.О. Значит, чтобы проникнуть в книжку, нужно, по крайней мере, уметь читать. А что значит - уметь читать? Вот если я, скажем, читаю вам, вам же необязательно читать самим - по книжке. Значит ли это, что человек, который внимательно слушает сказку, умеет читать?

ОЛЕГ. Может быть, он не попадает туда при помощи этого дела... а, допустим, как в “Алисе в стране чудес”, есть такой ключик... от дверцы... так вот, если человек не умеет читать, он маленький... он до ключика не достает. И если ему кто-то читает, допустим, Вы - то тот, кто умеет читать, подходит, берет - и ключик ему подает.

М.О. Интересный образ... Но так или иначе - мы подошли теперь к “Алисе в стране чудес”. Мы с вами начали читать “Алису в стране чудес”. И я хочу, чтобы вы мне сейчас сказали, что общего у этой сказки с “Городком в табакерке”? Есть ли что-нибудь общее?

МАША. В Городок в табакерке Миша попадает через сон. И Алиса в Страну чудес тоже попадает через сон.

НИКА. А кто написал “Алису в стране чудес”?

М.О. Льюис Кэрролл.

НИКА. А “Городок в табакерке”?

М.О. Вот так-так... Мы уже говорили с вами об этом. “Городок в табакерке” написал русский писатель Владимир Одоевский. А сказку “Алиса в стране чудес” написал английский писатель, которого звали Льюис Кэрролл.

(Пишет оба имени на доске.)

Но я вам должна сказать, что это не настоящее его имя. Это то, что мы называем Литературный Псевдоним.

НИКА. Да! Как-то зовут писателя, а он себе другое имя придумывает. Для сказки.

НИНА. А настоящее имя?

М.О. А настоящее имя его - Чарльз Доджсон. Профессор математики.

ОЛЕГ. Мне известно, что были раньше два писателя - Саша Черный и Саша Белый. И на самом деле Корней Чуковский - это тоже псевдоним. Он был Корнейчуковский.

М.О. Он был Корнейчук. Но давайте сейчас поработаем со сказкой “Алиса в стране чудес”. Мы увидели, что похожие моменты в “Городке в табакерке” и в “Алисе в стране чудес”,- это то, что герои, прежде чем куда-то попасть, вроде бы засыпают... Но Миша засыпает, глядя на табакерку. А почему засыпает Алиса, как вы думаете?

СЕРЕЖА. Потому что ей это надоело. Она летела слишком долго.

М.О. А когда она летела-то?

ОЛЕГ. Она перед тем, как заснуть, что делала? Лежала и смотрела в облака?

М.О. Ничего подобного. Она не лежала и не смотрела в облака.

СЕРЕЖА. Она с книжкой сидела под деревом.

НИНА. Может быть, эта девочка была совсем не Алиса? Может быть, она книжку читала “Алиса в стране чудес”?

М.О. Я не знаю, какую книжку она читала... но у Алисы, как вы помните, тоже постоянно возникает это вопрос - она это или какая-то другая девочка?

НИКА. Она не читала книжки. Книжку читала ее сестра. И Алисе очень не понравилась эта книжка.

М.О. Ай да Ника! Ну-ка давайте поглядим, читатели! Чего мы не прочитали?

“Алисе надоело сидеть на берегу рядом с сестрой. Но все равно делать было нечего. Раза два Алиса заглянула в книжку, которую читала сестра, но, во-первых, там не было ни одной картинки, во-вторых, буковки были ужас какие мелкие. “Кому охота читать такие книжки?”- удивилась Алиса. Потом она стала размышлять, а размышлять в такой жаркий день просто сил нет, потому что все время тянет...” Ну вот смотрите...

(Рисует на доске)

Берег реки... Алиса сидит на берегу с сестрой. У которой книжка. Алиса заглядывает в книжку. Ей становится скучно. Она стала размышлять. Когда же она заснула?

СЕРЕЖА. Когда она летела по воздуху.

М.О. Нет. Э-э... дорогие мои. Правильно говорил Олег: читать мы не умеем. Вот сейчас перед нами начало сказки- давайте-ка еще разочек его посмотрим.

“ Потом она стала размышлять, а размышлять в такой жаркий день просто сил нет, потому что все время тянет вздремнуть. Она стала размышлять, чем бы ей заняться. Может быть, встать нарвать ромашек и сплести венок. Но в эту самую минуту мимо пробежал кролик. Белый кролик с розовыми глазками. Ну и что? Ничего особенного. Алиса даже не слишком удивилась, когда он встал как вкопанный и пробормотал: “Батюшки! Опаздываю!”.

Так когда кролик говорит “Батюшки! Опаздываю!”, - Алиса спит или нет?

СЕРЕЖА. Я понял, кажется, отчего... был жаркий день, может быть, она перегрелась и заснула...

М.О. Но вот когда кролик сказал два эти слова - в этот момент Алиса УЖЕ спала? Или нет?

ДЕТИ. Да.

ОЛЕГ. Она заснула, когда побежал кролик.

М.О. Может быть. Когда побежал кролик. Он такой беленький, пушистенький, мягонький...

НИКА. Мне кажется, она не заснула. Она заснула только маленько погодя. Она сначала увидела мираж от жары. Когда жарко, можно увидеть мираж.

М.О. Короче говоря... ей что-то привиделось...

НИКА. Ей привиделось, а потом только она заснула.

М.О. Итак... начинается сон... или мираж, как Ника говорит... и в этом сне она видит... кролика...

(рисует)

с жилетными часами, и этот кролик...

НИНА. Потом ныряет в норку.

М.О. И Алиса ныряет вслед за ним. И вот тут-то она как раз и проваливается в эту нору кроличью... и летит... долго-долго-долго... и вот в этом долгом-долгом-долгом полете... скажите, пожалуйста, не напоминает ли нам полет Алисы по этой норе путешествие Миши по коридору, пока он идет в городок?

ДЕТИ. Напоминает.

М.О. Чем?

НИНА. Тоже коридор.

НИКА. Он шел туда - вглубь. А она летит - вглубь.

М.О. А еще? Что-нибудь происходит, пока он идет и пока она летит?

НИНА. Алиса начинает болтать сама с собой.

М.О. Да. А Миша разговаривает с мальчиком-колокольчиком. О чем? Что у них за разговоры?

СЕРЕЖА. Миша рассуждает, куда он попал, страшно ему...

М.О. Ой, нет! Ой, нет! Самой-то главный вопрос, который его озадачил? Вспоминайте!

НИНА. Он сказал мальчику -колокольчику, что в ворота не пройдет.

М.О. То есть он решает для себя проблему перспективы. Когда-то у него этот вопрос возникал, но он не обратил на него внимания. А тут обратил. Помните, мы с вами говорили, что Миша все время сравнивает свою жизнь до сна и жизнь табакерочную. А что происходит с Алисой? Давайте-ка еще раз прочитаем это место. И вы мне скажете, есть ли какая-то связь?

“Первым делом Алиса посмотрела вниз, чтобы разобраться, куда это она падает. Но у нее ничего не вышло: внизу была тьма кромешная. Тогда она подняла голову и увидала, что стенки колодца сплошь увешаны кастрюлями, сковородками и книжными полками. Кое-где на гвоздях висели портреты и географические карты. Пролетая мимо какого-то кухонного шкафчика, Алиса ухватила стеклянную банку, на банке было написано “Клюква в сахаре”. Но внутри, к сожалению, было пусто. Бросить банку вниз Алиса не решилась, еще в кого-нибудь попадет, и ловко поставила ее на следующую полку.

“Да-а, - протянула она, - я так падаю, так падаю, что теперь для меня с лестницы слететь - игрушки. Все теперь узнают, какая я храбрая. Нет, не узнают. Даже спрыгни я с крыши, и то не стала бы хвастать. Правда, если спрыгнешь с крыши, болтать не захочется”.

Алиса все падала-падала-падала...

Неужели так и придется всю жизнь падать? Интересно, сколько я пролетела? - задумалась Алиса, - Наверное, я уже в центре Земли. Это ужас как далеко. Четыре тысячи этих... забыла, как их зовут.

Алиса учила географию в школе, и хотя вряд ли стоит так стараться, когда тебя никто не слышит, повторить географию всегда полезно. Да-а... четыре тысячи этих самых... Неплохо бы еще узнать, сколько здесь у нас Широты и Долготы. Что это такое, Алиса, конечно, понятия не имела. Но ведь Широта и Долгота - такие замечательные солидные слова!”

НИНА. Миша тоже говорит сам с собой, что мама сказала ему нарисовать папеньку маленьким, а он ей не поверил... он же думал это, и она думала это...

М.О. Помните, мы с вами очень долго выясняли, учится Миша или нет. Так вот - учится Алиса или нет?

ДЕТИ. Учится! Там сказано - училась в школе.

ВЕРА. Вот смотрите, Миша не мог механику прочесть. А у Алисы были, наверное, трудности с географией. Потому что она забывает, как называется долгота... широта... И Миша не знает... и Алиса...

НИКА. А вот еще, чем они похожи, - они чему-то учатся!

М.О. И смотрите, как интересно, - то, что они УЖЕ знают, они как бы с собой... берут в это путешествие и все время свои знания проверяют. Что там еще проверяет Алиса? Вот она по географии себя проверяет... а вообще, скажите, пожалуйста, если Землю пролететь насквозь, действительно будешь ходить вверх ногами?

ДЕТИ. Нет!

НИКА. Ты окажешься на Южном полюсе.

НИНА. Просто так кажется, что там люди ходят вверх ногами. Это просто Земля так устроена... вот, может, Алиса видела глобус, и ей казалось, что глобус - это точь-в-точь как Земля. И если насквозь пройти - то будешь вверх ногами.

М.О. Смотрите, Алиса не знает, а мы-то с вами знаем...

ОЛЕГ. А я с Алисой абсолютно согласен.

М.О. Что люди ходят вверх ногами на другой стороне Земли?

ОЛЕГ. В общем, можно сказать - да.

М.О. А как они называются-то, эти люди?

ВОЛОДЯ. Антиподы.

ОЛЕГ. Я уж не знаю, как они называются, но то, что они ходят вверх ногами, - это совершенно точно.

М.О. Вот! Володя знает правильное слово - браво! Они называются - антиподы. Что значит - “противоноги”.

ВОЛОДЯ. Нет, а что она говорила?

М.О. Антиподы - это точное название. Это люди, которые...

ВОЛОДЯ. А она говорит - антипапы... антипупы...

М.О. То есть смотрите, она просто словечко слышала, а точно вспомнить не может.

ВЕРА. Марина Олеговна, а вот посмотрите... ведь правда же, у нас Земля крутится... вот, например, сейчас у нас начинает темнеть, а на другом конце земли - начинает наоборот светлеть. И... мы переворачиваемся как будто. Вот мы внизу, а та сторона - вверху. И им кажется, что мы ходим вверх ногами, а они - наоборот. Опять переворачиваемся - им опять кажется.

М.О. Верочка рассуждает, как Алиса.

НИНА. Вера сказала, что у Земли есть верх, и у Земли есть низ. Знаешь, Вера, если земля крутится, то у нее нет ни верха, ни низа, ни бока, ни права, ни лева. Потому что, когда она переворачивается, перед становится левой частью, зад становится правой частью, а право и лево становятся верхом и низом. И еще кажется, что для них - мы ходим вверх ногами, а для нас - они ходят вверх ногами. У Земли как бы нет предела. Ты ходишь-ходишь-ходишь вот так... но ты этого не замечаешь.

НИКА. Земля-то вокруг Солнца крутится, а не через себя переворачивается... не вот так вот, как Нина говорит...

М.О. Короче говоря, мы сейчас много чего можем напридумывать...

ОЛЕГ. Я повторяю, что я с Алисой совершенно согласен. Представьте себе, что если сжать Землю до размеров глобуса...

(Рисует на доске.)

...то тогда человек, который будет стоять сверху... представьте себе, что вы стоите сверху, что вы видите... а ничего не видите: видите так называемый коридор у себя под ногами, и если вот отсюда посмотреть, тогда вот что получается, вот что я увижу... с другой стороны - та же самая история... но если этот ход застеклить и поставить тут стекло, то и увидишь с другой стороны чьи-то ноги. Так что все совершенно правильно.

(С м е х.)

М.О. Да, но человек, который находится на другом конце Земли, отнюдь не чувствует себя ходящим вверх ногами.

ОЛЕГ. Ему кажется совершенно то же самое.

М.О. И если человек пролетит сквозь Землю... Алиса летит и говорит: я, наверное, лечу сквозь Землю. Он летит сквозь Землю... летит-летит... прилетает сюда и... вроде бы он вот так все-таки прилетает... ногами вперед...

Так что вот для этого вот человека он будет... стоять на голове?

ДЕТИ. Да.

М.О. (со смехом) Так и получается.

ОЛЕГ. А, может, он по дороге все-таки переворачивается. С ног на голову. И прилетает головой вперед?

М.О. Люди-то обычно все-таки не пролетают сквозь Землю, когда хотят попасть на Южный полюс, а? Они облетают вокруг Земли.

НИКА. Она никак не могла бы пролететь сквозь Землю. Во-первых, земная корка. Во-вторых, лава.

ВОЛОДЯ. Магма.

НИКА. Да. В-третьих, ядро.

М.О. То есть это в принципе невозможно. Только в сказке можно. Или во сне.

Вся идея, видимо, как раз в том, что не может человек... Почему, скажем, если я вылетаю с Северного полюса и прилетаю на Южный, то я не хожу на голове, а стою на ногах?

НИНА. Это неправильно. Алиса не должна так...Она все равно не прилетела бы на голову.

М.О. Но она именно так себе представляла.

НИНА. Ну это она себе представляла. А на самом деле Земля все равно бы ее притянула.

М.О. Но ведь сквозь Землю пролететь невозможно.

НИНА. Даже если бы и возможно! Все равно.

(Начинается бурный неразборчивый спор, пока не вмешивается Олег.)

ОЛЕГ. Кто-нибудь из вас читал книгу “Незнайка на луне”? По крайней мере, начало. Там Знайка объясняет, что если Луна внутри была когда-то жидкая, то это все в конце концов соберется изнутри - вокруг по стенкам, и образуется пустота. И тут получится несколько странная вещь - Алису просто притянет к стенке, и она сползет по стенке.

НИНА. Да ведь Алисе все это только КАЖЕТСЯ. Значит, надо нарисовать, что ей вот это вот все - просто КА- ЖЕТ- СЯ!

М.О. Спасибо, Ниночка. Действительно, мы можем сейчас очень долго обсуждать эту научную проблему. И никогда мы о ней, наверное, не договоримся. А мне очень хочется, чтобы мы говорили именно об этой сказке! И смотрите, что происходит: Алиса падает в туннель... она летит, и она все те знания и недо-знания, которые у нее есть в голове, - они вместе с ней, и она в этом фантастическом мире все время их пробует на прочность. Вот мы с вами увидели, что эту проблему про пролетание сквозь Землю мы не можем разрешить. Есть какое-то научное представление, но оно никак здесь не применимо. Не могла Алиса пролететь сквозь Землю. Даже если построить туннель сквозь Землю, все равно так не получится.

НИНА. Ну конечно! Это же сказка!

М.О. Ну да... и здесь... она это свое знание... она с ним играет, экспериментирует. Вот как мы с вами сейчас. И надо сказать, у нее получается очень недурно, очень любопытно.

ОЛЕГ. Мы, по-моему, сейчас столько всего нарассуждали... и все это совершенно неправильно. В любом случае. Потому что... во-первых, она заснула и куда-то попала. А это самое, куда она попала, может быть вовсе не круглое, а какое-нибудь бесконечно длинное. Или загогулинообразное.

ВЕРА. Все-таки это сказка. Вот она летит в бесконечном туннеле. Как там на стенках может все это держаться - шкафы, полки, карты?

М.О. Они прикреплены. Но тут есть другая интересная штука.

ВЕРА. Там же нету...

НИНА. Стенки есть.

ВЕРА. Но туннель бесконечный... Как они могут на чем-нибудь стоять?

М.О. Они висят, прибитые, наверное...

НИНА. На гвоздях.

М.О. Да. Но она другую интересную проблемку подбросила... я даже боюсь сейчас этого касаться, потому что мы сейчас опять так же, как и Алиса, начнем... Ну, например, можно ли на лету снять банку с полки и на лету же ее на полку поставить?

ДЕТИ. (очень дружно) Можно!

(С м е х)

М.О. Ой! Я очень сомневаюсь.

ОЛЕГ. Если полки на очень большом расстоянии - можно. С одной полки... летишь - снял... а потом долго-долго приготавливаешься и - раз... поставил...

Главное, полка должна быть открытой.

М.О. Но какая нужна ловкость! И как, наверно, надо медленно лететь. Как во сне.

ВЕРА. Так оно же и есть - во сне.

МАША. Все равно как-то не очень понятно. Потому что сначала написано - по стенкам были прибиты полки. Но про шкафчики там ничего не говорилось. А зачем написано, что кухонный шкафчик... что там были полки и кухонные шкафчики.

М.О. Да. И даже кое-где на гвоздях висели портреты и географические карты.

ОЛЕГ. Карты. Портреты. Кабинет географии.

М.О. И плюс еще вкусненькие всякие вещички. Алиса любит покушать?

ОЛЕГ. Кабинет географии - это школа. Школа - это буфет.

М.О. Может быть.

(обрыв записи)

(ПОСЛЕ ПЕРЕРЫВА)

НИНА. Может быть, Алиса была в зоомагазинчике и там видела зайца. Может, у папы были такие часы.

М.О. А кто еще у нее есть, кто попал в ее сон?

МАША. Кошка.

М.О. Кошка Дина. Она очень долго думает про Диночку...

ВЕРА. Смотрите, если там были географические карты, то, может быть она сначала вспоминала урок географии... может, она в тот день плохую оценку получила, а потом вдруг - другая мысль... может, она есть захотела или еще что-нибудь...

М.О. Она вообще любит сладенькое...

НИНА. И ей приснилось это.

ОЛЕГ. У меня уже две руки выросли...

М.О. Ну давай- первая рука.

ОЛЕГ. Первая рука. А там случайно не говорилось, какие висели портреты? Там случайно не было портрета Ньютона?

М.О. Может быть. Можно подумать, судя по алисиным снам, какие там портреты могли висеть?

ВЕРА. Может быть, какие-нибудь ученые?

ОЛЕГ. И вторая рука. Приношу расширенную версию всего того, о чем мы говорили. А может, она заснула за учебником географии, и ей приснилось, что она сидит на берегу реки с сестрой?

ВЕРА. Но там же сказано в книжке, что они сидели на берегу...

НИНА. И сестра читала книжку.

М.О. Нудную книжку без картинок. С мелкими буквами.

ОЛЕГ. Может, это и был учебник географии.

СЕРЕЖА. Алиса любила, чтобы были картинки. А в географии только примеры и еще что-нибудь.

М.О. И вот и появились у нее в этом туннеле какие-то картинки, да?

ОЛЕГ. Может, в самом деле, она заснула, а ей приснилось, что она на берегу...

М.О. Как-то уж слишком сложно.

ОЛЕГ. Мне вот лично кажется, что ее сестра намного старше. Иначе она читала бы тоже книжку с картинками.

НИНА. А мне кажется, что маленький ребенок, вроде Алисы, совсем не обязательно читал бы именно книжки с картинками. Я знаю одну девочку. Она маленькая, но она интересуется физикой для девятого класса.

ВЕРА. Я вот тоже не очень люблю книжки без картинок. Как-то неинтересно - читаешь, картинок нет. Непонятно, что там происходит.

СЕРЕЖА. Нет, Вера. Ты ошибаешься. Можно даже по содержанию книжки понять, что происходит.

ОЛЕГ. Вера сказала, что без картинок неинтересно. Я с ней абсолютно не согласен. Вот она как раз, наверное, приоткрывает дверь...только не полностью. Если бы она читала книжку с приключениями, если бы она могла от нее не оторваться... чтобы увлечься, надо же все представить себе... а вот тебе и картинка... значит, она не полностью дверь открыла.

М.О. Короче говоря, Алиса, летя в этом колодце, представляет себе все то, что, видимо, когда-то у нее было... вот география...вот какие-то портреты...мы можем только догадываться, какие...

НИНА. Папины и мамины.

М.О. Да, правда.

НИНА. Может, она еще и комнату свою вспоминает

СЕРЕЖА (издает непередаваемый звук догадки и изумления) А-а! Вот еще... мне кажется, с этой сказкой связано, потому что... с “Птичьим языком” здесь тоже, кажется связь, потому что здесь автор тоже нам оставляет место для вопроса. Он нам показывает какие-то портреты - и не говорит, какие... Он не говорит, где летела. Он не говорит, где приземлилась. Он оставляет нас догадываться.

М.О. Замечательно. Она вспоминает еще свою кошку Диночку. Но лететь ей скучно-скучно-скучно... и уже в этом сне - она снова засыпает. Как у нашего чудного Ники было. Я вижу сон, что я заснул и вижу сон, что я заснул... Очень похоже. Итак, Алиса здесь засыпает второй раз и возникает сон №2.

(Рисует на доске.)

ОЛЕГ. Я же говорил, что снов много.

М.О. Она засыпает и просыпается уже отчего?

НИНА. От кучи листьев.

М.О. Она падает на кучу листьев. И не ушибается. И у нее все в порядке.

ОЛЕГ. У меня появилась странная идея. По-моему, она не заснула в самом начале. Там ведь нигде не говорится, что она заснула. Она - именно РАЗМЫШЛЯЕТ. Я лично вечером, когда лежу и пытаюсь уснуть, я начинаю думать-думать, а потом, кто-нибудь знает такое понятие как МЕЧТАТЬ?

М.О. Знаете ли вы такое понятие, как МЕЧТА?

(С м е х)

ОЛЕГ. Это нечто, противоположное сну. Вовсе не отдыхаешь. Если я, например, лежу и мечтаю про комплекс. У нас дома спорткомплекс.. То я потом сам не понимаю, как я очутился под потолком. Во сне такого явно не получится. Она, может быть, замечталась... Ей стало скучно, она начала мечтать... ну почему ничего не происходит? И стало происходить. Это бывает... происходит что-то странное вроде как не из-за чего. Муха пролетела, а Алисе показалось - заяц. Вот вам и кролик.

(С м е х)

Вот. И она начинает мечтать. Придумывает - как будто пишет книгу свою. Про себя.

М.О. То есть это такой вымечтанный кролик, а не снящийся, да?

ОЛЕГ. Это мог быть даже и совсем не кролик.

НИНА. Ей же все время кажется. Кажется, что она пролетит сквозь землю. Ей кажется... ей кажется... Самое главное слово в этой сказке - ЕЙ КАЖЕТСЯ.

М.О. Но... так или иначе... БУХ! Алиса падает на кучу листьев. Где же она оказывается?

МАША. В конце норы.

СЕРЕЖА. В пещере.

МАША. Она оказывается в комнате, в которой стоит стол, на котором лежит ключ.

НИНА. А мне кажется, она приземлилась не в конце норы, а в середине. Там же сказано, что вдали она увидела кролика, бежащего. И побежала за ним. Значит, там была еще нора.

М.О. Еще в каком-то коридоре она оказалась? Выбралась из этой кучи и пошла по коридору, где было много...

ДЕТИ. Дверей.

ВЕРА. А кролик убежал.

М.О. Он мелькал впереди, и Алиса ринулась за ним...так?

ВЕРА. А потом, когда она его догнала, то его уже не было.

(С м е х)

М.О. Но самое-то интересное... дверей было много. Она пыталась их открыть, но они были закрыты.

ВЕРА. Она ключик нашла.

М.О. Вот тут-то она и пришла в такое место...

НИНА. Значит, еще был коридор... надо нарисовать...

М.О. Она находит маленькую дверцу и столик с ключиком.

НИНА. Стеклянный.

М.О. Пока что, как и в сказке “Городок в табакерке”, мы идем-идем по коридору, конца - краю ему нету... но вот все-таки Алисе удается открыть эту маленькую дверку... смотрите, Миша после коридора попадает в прекрасный городок... это подчеркивается: там и домики-то приятные, и солнышко-то светит, и музыка-то играет... так хорошо, так прекрасно! И Алиса видит - какой там чудный садик!

ОЛЕГ. Миша-то все это видит, и музыка ему играет. А у Алисы музыка, так сказать, играет в сердце. А потом - ай! Маловато. И все это недолго... и ей придется еще размышлять, как попасть в эту дверку.

М.О. Да. Миша, чтобы попасть в табакерку, просто как-то сказочно уменьшается. А Алисе приходится подвергнуться всяческим превращениям. Она то вырастает, то уменьшается. Там очень много еще чего происходит. Помните, во второй главе она попадает в Слезное Море. Когда она становится очень большой и не может никак уменьшиться, она начинает плакать, из этих слез натекает целое море. Потом когда она снова становится маленькой, она начинает в этих слезах тонуть...то есть очень много приключений, прежде чем она попадает туда... внутрь - в Страну Чудес и начинает по ней путешествовать.

И я думаю, что мы сейчас с вами... мы говорили, как Миша попадает в табакерку - и как он из сказки выходит. Я не буду читать вам всю “Алису в стране чудес”. А прочитаем только две последние главы. Хорошо? И на этом закончим. Я даже сама не заметила сегодня, как время прошло.

 

 

 
 

 

 

КОНЕЦ ЗАНЯТИЯ. ОБЩЕЕ ВРЕМЯ - 80 минут.

 

 

  

Редактор - Сергей Ятмасов ©1999