Новости | Писатели | Художники | Студия | Семинар | Лицей | КЛФ | Гости | Ссылки | E@mail |
|
ЗАНЯТИЕ ТРИНАДЦАТОЕ.
МОЯ ВООБРАЗИЛИЯ
11 декабря 1998 г.
ВЗРОСЛЫЕ: М.О.САВВИНЫХ, Н. БАХТИГОЗИНА (Занятие начинается чтением детских сочинений.)
ВЕРОНИКА. Я буду читать от себя, но я буду не мной, а другой девочкой. Сашей. Она встретилась со сказочными героями, точнее сказать - со сказочным героем. “Меня разбудила Кэри, это моя кошка. Она спит у мамы, а под самое утро решает забраться ко мне. - Саша, тебя к телефону, - крикнула меня из зала бабушка. - Иду, - ответила я и подбежала к телефону. -Саша, это я, Женя. Женя - это моя подруга. С ней мы еще с садика дружим. А еще Алешка и Артем. С ними мы познакомились позже. -Мы с ребятами задумали идти в театр, пойдешь с нами? - предложила Женя. -Конечно, - согласилась я. -О'кей. Значит, в твоем дворе в 17.00. -Отлично. Вскоре я позавтракала и села к телевизору. В 17.00 я вышла во двор. Алешка, Артем и Женька уже ждали меня. Мы пошли в театр. Мои родители и бабушка сказали мне, что пойдут в гости, чтобы я их не ждала. После театра мы решили немного погулять с друзьями. Когда мы возвращались, Артем резко закричал, показывая на мои окна: “Смотрите!” О, Господи! Окна горели каким-то тусклым светом. -Ой-е-ей! - взвизгнула эмоциональная Женька. Нужно проверить, что там. Я еле слышно открыла дверь. Мы тихонько вошли. Из моей комнаты виднелся слабый огонек - свет от свечек? Я дрожащей рукой открыла дверь в мою комнату. О, Боже! Здесь сидела какая-то фигура. Фигура повернула голову - и... Упс! Это кто - Кощей Бессмертный? По моим расчетам, вернее, по картинке из сказок, - это он. -Я - Кощей Бессмертный! - хриплым голосом произнес незнакомец. -Что и требовалось доказать, - подытожила я. - Как вы сюда попали? -Это вам знать не обязательно, - ответил Кощей. - Итак, кто вы? -Мы... Я - Саша, это Женя, это Алеша, это Артем. - Вообще-то, я здесь живу, - сказала я. - Нет, где вы работаете? - Мы не работаем. Мы учимся в школе. Номер сорок восемь. С уклоном в математику, - ответил Артем. - Там все ходят в белых рубашках и черных штанах. Все хотят стать Пифагорами. - Во-первых, Пифагор жил в Греции. А во-вторых, это было очень давно. - Ты еще осмеливаешься спорить со мной! - закричал Кощей Бессмертный. - С каких это пор вы имеете право на меня кричать! - возмутилась я. - Ах, ты еще и огрызаешься! Да я превращу тебя в лягушку! - закричал Кощей. И произнес заклинание. - А-а-а... - закричала я. И... - Саша, Саша! Я тебя уже полчаса бужу. Вставай.Иначе в школу опоздаешь - Что? Где? Когда? - вскочила я.- А, мама, это ты... Что случилось? Это что, был сон? - Что? - удивилась мама. - Ничего, - спохватилась я. -Скорей одевайся, школа не ждет, соня”.
М.О. Ну вот... мы еще одну сказку услышали. О встрече со сказочными героями. Я хочу спросить, чем сказка Вероники отличается от всего того, что мы до сих пор слышали. НИНА. Она отличается тем, что тут такой сон необычный...У нее есть подружка Женя, и очень хорошо описывается, где героиня учится... с кем она учится... откуда друзья. Она очень хорошо все описывает. СЕРЕЖА. Тоже сон. Как у Ани... у Олега... М.О. А чем сон, который мы видели у Вероники, отличается от сна, который был у Ани, у Светы... или, скажем, у Олега? ОЛЕГ. Тем, что сон заканчивается в самый острый момент. Когда обстановка начинает накаляться во сне - то она просыпается. М.О. А еще чем? Мне кажется, не только этим. Вот смотрите: и у Ани, и у Светы... там какая была ситуация? Там... АНЯ. Там я одна встречаюсь... а здесь они все вместе... М.О. Хорошо. Там ты одна попадаешь туда, где сказка. ВЕРОНИКА. А здесь - собственная квартира. М.О. Да. Здесь - наоборот. Примерно то же самое было и у Ниночки, да? Она сидела, делала уроки - и вдруг к ней влетела Баба Яга. Либо мы в сказку попадаем - одни или с друзьями... ВЕРА. Либо выпрыгивает из сказки кто-то к нам домой. НИКА. Я хочу сказать, чем эта сказка от машиной отличается. Там Маша Кощея победила, а здесь Кощей заколдовал. ОЛЕГ. Этот самый сон является незаконченным...я же говорю, обстановка начинает накаляться, накаляться, и когда наступает самый острый момент... сон обрывается... М.О. Хорошо. Что ж - обсудили мы этот рассказ. Вероника использовала уже известный нам прием сна для того, чтобы со сказочными героями встретиться. Правда... иногда ведь бывают такие штуки... здесь подчеркивается, что это был сон, да? А иногда у героя, который встречается со сказочными персонажами, остается ощущение, что он не понимает, - сон это или не сон. Но все равно, встречаясь со сказкой, он очень удивляется и спрашивает себя - не сплю ли я? Давайте теперь послушаем, что есть у Димы. ДИМА. “Однажды, когда мамы и бабушки не было дома, я вошел в ванную и с испугом увидел, что Кощей Бессмертный прячет яйцо со своей смертью в раковине. Я отшатнулся и услышал крики. Войдя в свою комнату, я увидел, что Баба Яга, засунув пальцы в розетку, орет от удара током. (с м е х) Услышав, что кто-то бьет посуду, я побежал на кухню, где Водяной, сидя в раковине, со смехом бил посуду. Тут я подумал, что мне за это будет, и очень разозлился. Я включил воду, Водяного засосало в раковину, и он с криком скрылся в канализации. Взяв у Кощея яйцо, я бросил его в унитаз, Кощей со страху кинулся за ним. И, наверно, пять минут слышался отрывистый крик: “ По-о-ой- ма-а-а-л!”. (с м е х) С Бабой Ягой пришлось потруднее, но я все-таки придумал дать ей понюхать табаку, который я нашел на улице. Баба Яга, понюхав, стала сильно чихать, минуты через три она, все еще чихая, на ступе скрылась в неизвестном направлении. Победив сказочную троицу, я как раз все успел убрать до прихода мамы и бабушки. Когда они пришли, они не заметили ничего необычного, и этому я был очень рад.” Теперь второй рассказ. М.О. Подожди... давай подумаем, что ты нам прочитал-то. Что необычного в этой сказке? ВЕРА. Похоже на машину сказку. Очень даже. НИНА. Просто когда кто-то читает рассказ, то один человек то, что ему понравится, начинает смешивать...Дима смешал рассказ Маши и свои выдумки. Ему понравилось, что Кощей Бессмертный шалил... ДИМА. Да я это еще две недели назад написал! М.О. Вот тут я готова встать на сторону Димы и сказать, что вообще у Димы такая манера... вы обратили внимание, как он обычно работает? Ему присуща такая ироническая манера. Это вообще очень похоже на него. Он всегда ситуации показывает странными... он как будто посмеивается всегда. Над своими героями и над нами, которые его слушают... Помните, какие басни у него были интересные, какие он реплики всегда подает на занятиях. Так что мне кажется, что здесь он как раз очень похож на себя. Но еще один момент. У него здесь нет никакого сна. Ни сна, ни миража. Он просто описывает эту ситуацию как нормальную. И совершенно даже не удивляется тому, что происходит. НИНА. Он как бы... копирует? Как это назвать? ПЕРЕВОДИТ С МАШИНОГО ЯЗЫКА НА СВОЙ. Будто Маша говорит по-английски, а он переводит на русский. М.О. Я не знаю, так ли... Это интересная гипотеза, хотя... ДИМА. Я это написал, когда она еще вообще не читала. М.О. Дима написал это раньше, чем Маша. Маша не слышала димин рассказ, и Дима не слышал машин рассказ... но они почему-то очень похожи. НИНА. Но я же говорила... похожие герои... у Маши же было в рассказе, что герои убежали: они же шаловливые и решили забежать в другой дом. МАША. Не в дом, а в банк... они пошли грабить банк... М.О. Они побежали в дом к Диме? А там уже Дима хозяин, он ими распоряжается, как угодно. Смотрите, какую мы интересную штуку сейчас открыли... НИКА. Мне кажется, одни пошли в банк, а другие - к Диме... в какой-то другой дом... НИНА. Не подозревая, что Диме после Маши будет как-то... М.О. Не знаю, не знаю... пока он с ними вполне справился, с такими шаловливыми героями. Но... Давайте послушаем второй рассказ. ДИМА. “Прошло пять лет с того времени, как я победил сказочное трио, но война не закончилась. Я увидел сон, где Кощей Бессмертный сказал мне, что расплата придет скоро. Через две недели после сна учеными был замечен НЛО. Когда я вышел во двор, НЛО приблизился ко мне, и я еще издалека увидел, что это Баба Яга в ступе. Приблизившись ко мне, она сказала: “Бой произойдет 20 апреля 1999 года в 6 утра на Красной площади”. Я собрал армию из тех немногих, кто мне доверял, и 20 апреля 1999 года ровно в 6 утра был на месте, думая о том, что мне будет от Кощея Бессмертного за то, что я искупал его в унитазе. Первый бой был между Бабой Ягой и Горбачевым. Задание заключалось в том, чтобы заговорить зубы противнику. Не успела Баба Яга открыть рот, как Горбачев начал: “ В смысле консенсуса мы вышли на период решения одних важнейших задач, чтобы потом перейти к решению других важнейших задач, в общем, дорогие друзья, процесс пошел!”. Баба Яга упала в обморок и ее утопили в Енисее. Второй бой был между Кощеем Бессмертным и Зюгановым. Кощей Бессмертный хотел метнуть копье, но Зюганов достал яйцо и съел его. Кощей испугался и упал в обморок. Он подумал, что это яйцо с его смертью. (с м е х) Зюганов взял яйцо, которое находилось на шее у Кощея, и сломал его вместе с иголкой. И Кощей умер. Третий бой проходил между Водяным и Явлинским. Явлинский разжег костер и сказал: “А ты можешь так?”. И он перепрыгнул через костер. А Водяной сдуру тоже прыгнул и растаял. Вот так мы с нашим российским правительством раз и навсегда победили сказочное трио!”. НИКА. Водяной не мог растаять. Надо было сказать, что он испаряется... М.О. Да, я думаю, это можно учесть. Вода не тает, а испаряется. Дима это, видимо, учтет... Чем отличается эта сказка от того, что мы слышали? ОЛЕГ. Это какой-то карикатурический рассказ. Он как будто с известными именами рисует смешную картинку. НИНА. Знаете, такое чувство... когда Дима пишет, перед этим он... сотни, наверное, анекдотов прочитает - и потом только идет и пишет. У него в голове анекдоты, у него в голове новости... про Ельцина какого-нибудь... у него то, что в голове, мешается с рассказом. Если бы у него были провалы памяти, он бы, наверное, сочинил что-нибудь не в связи с этим. А так, если он посмотрел много анекдотов, посмотрел новости с Ельциным или Зюгановым и потом пошел писать, то, наверное, это так. Когда он писал рассказ или басню про птичку, которая лапку себе сломала... М.О. Про ворону. НИНА. Да. Он, наверно, долго смотрел на птичек в окно... на снегирей или на ворон...и потом написал. М.О. Причем он об этом пишет, стараясь сделать смешно. Хотя мне кажется, что все эти политические фигуры, о которых он говорит, это скорее... что-то вроде басенных героев. Нельзя сказать, что Горбачев там похож на себя. Или Зюганов. Можно было бы любого другого человека там подставить. Действительно, у него такой... анекдотический склад ума. ОЛЕГ. То, о чем говорила Нина, можно назвать, по-моему, одним словом - ВДОХНОВЕНИЕ. То есть, если он долго будет чем-то заниматься... кино, например, смотришь интересное... и появляется вдохновение. М.О. То есть вдохновение что делает? Оно берет все, на что человек смотрел, о чем он думал... и начинает все это перемешивать... с выдумкой? СЕРЕЖА. Пегас прилетает. М.О. Да. Пегас несет какие-то слова... какую-то форму... НИНА. А мне кажется, что у нас у всех в голове... может, там какая-то метелка... вся информация, которая туда поступает, она там перемешивается... или как Буквоедик... к нам поступает в ухо информация, и мы что-то говорим, получаем что-то из этой информации. Так же Буквоедик. Он если число два, например, съест, он что-то с ним делает и получит - четыре. НИКА. Мне кажется, что в голове у нас типа компьютера. Он все записывает. А если там какие-то провалы в памяти, то это типа вируса. (с м е х) М.О. Может быть. ДИМА.А можно я скажу точнее? В голове - мозги. И все. (с м е х) М.О. Это Дима! Вот он так мыслит. У него в голове мозги. Он всегда очень точен. Он всегда все наши разговоры поворачивает так, что они делаются, с одной стороны, очень простыми, а с другой стороны, очень смешными. Он такой молодец. Мне, например, страшно нравится, что у нас есть Дима, и он все время нам как бы зеркало показывает: вот вы, посмотрите, с вашими разговорами, вот вы какие. НИНА. Один мальчик говорил мне: “ Нин, классно, что ты с нами!”. Я что-то сделала... “ Ну все-таки, Нин, классно, что ты с нами!”. М.О. Очень хорошо, что мы все есть друг у друга. Что у нас есть Верочка, Сережа... Олег, Володя, Алеша... Прекрасно, что мы все время друг другу даем посмотреть на себя со стороны. Чудесно! Девочки, Аня и Света, в прошлый раз хотели нам карту показать. Но карту они не сочинили, зато сочинили стихи. Сейчас мы их послушаем, а потом двинемся дальше. (Аня и Света читают длинное стихотворение “ Лисичка сидит на пригорке” - по очереди, сначала - Света, потом - Аня). ОЛЕГ. Тут два автора... Первый автор, который читал первую половину... АНЯ. Нет! Мы вместе писали! М.О. Они просто читали по очереди. ОЛЕГ. Я понимаю. Но все равно... Первая часть получилась как бы от автора, у которого есть басенный характер. Вдохновение в тот момент, когда писали, у одного было такое. А у другого в тот момент было вдохновение типа диминого... (с м е х) Переход резкий получается. НИКА. Мне кажется, это от того, что они вместе писали. У одного было такое вдохновение, у другого - другое. Они соединили, и получилось интересное стихотворение. М.О. Интересное стихотворение? ДЕТИ. Интересное. АНЯ И СВЕТА. Нет там никаких половин. Мы все вместе писали. М.О. Понятно. Но смотрите, что Олег говорит нам. Ваши характеры разные, получилась как бы перекличка. СВЕТА. С меня все началось. У нас в учебнике по русскому было написано - “Лисичка сидит на пригорке”. Я села писать стихотворение. Потом Аня пришла, и мы стали писать вместе. М.О. Кто-то из вас задал определенную тему. Помните, мы прошлый раз об интонации говорили? С точки зрения Олега, если я правильно тебя поняла, Олег, кто-то задал басенную интонацию - лисичка-сестричка, зайчик, ежик... понятно, что это такие басенные моменты... а потом включается ироническая интонация... анекдотическая... как у Димы... что дает нам право говорить, что там есть вот такая интонация? А? Там появляется больница для психов... и так далее... Вот такое и получилось. Два вдохновения встретились - и получилось такое стихотворение. ОЛЕГ. Стихотворение + стихотворение = вдохновение. М.О. А, может, наоборот, вдохновение равно стихотворение, поделенное на стихотворение? (с м е х) Ну в общем, не так важно. Какая-то, наверное, тут своя математика есть. Теперь Ниночка читает свой рассказ. НИНА. Не читаю... я запомнила. Дома я пришла... Я когда пришла после школы... Пришла я после уроков. Мама сказала: “ Иди спать, уроки сделаешь попозже”. (с м е х) Это был не вечер. Но мне все равно очень хотелось спать. Я легла спать. И вдруг - что такое? - я просыпаюсь. И нахожусь в зеркальной комнате. Я ступила шаг - я уже нахожусь в пустыне. Я ступила еще шаг - я нахожусь в Африке. Вдруг я вижу - идет какой-то волосатый мужчина и поет: “ Пчелка-пчелка... Пчелка-пчелка...”. Поворачиваюсь - такая большая оса на огромном великаньем цветке. И поет: “Волосатенький мужик... волосатенький мужик...”. (с м е х) Я думаю: ничего не могу понять. Где я нахожусь? Думаю: так, если я сплю, первый способ... Нина, вспоминай! Вижу - откуда-ниоткуда - появляется озеро. Я иду, хотела взять облить себя, только просунула руку - и вытащила за руку крокодила. Я тут совсем уже обомлела. Что такое? Я побежала куда глаза глядят. Я, наверно, когда бежала, ущипнула себя сто раз. Никак не могла проснуться. Стоит Баба Яга. На одной ноге. Делает цаплю. Смотрю - вырастает огромный клюв. Нога становится журавлиной. Вдруг у нее вырастает клык. Я смотрю и не могу ничего понять. Куда я попала? - спрашиваю я у цапли-льва-бабы-яги. Она говорит: Угу! Двойку получила. Теперь иди - найдешь возле озера пятерку, тогда уже и возвращайся. И такими глазами - большими, круглыми и злыми - посмотрела на меня. Я начала вспоминать все события. Стала так перечислять: математика - четыре... русский - а!.. Я побежала к озеру. Смотрю там купается пятерка: Нина двойку получила! Нина двойку получила! Ха-ха-ха-ха-ха... А на берегу стоит надутая двойка и говорит: Меня обзывают! Я думаю: Ну вот... вот пятерка... вот я ее и нашла. Быстренько я побежала, оседлала пятерку. Как на ней было приятно! Как будто ешь мамины блинчики. Но вдруг я увидела, что ко мне подходит этот волосатый мужик и гладит меня по головке. Вдруг я открываю глаза и нахожусь в комнате. Надо мной стоит мама и гладит меня по голове. - Нина! У тебя температура. Делай уроки. (с м е х) ДЕТИ. Температура - и делай уроки... СЕРЕЖА. Нина засунула руку в озеро - и достала за руку крокодила. У него же лапа! НИНА. У него была человеческая рука! НИКА. Насчет двойки - это правда было. М.О. Была двойка по русскому? НИКА и ВОЛОДЯ. Да. Была. В первом классе, когда не было оценок еще... ОЛЕГ. Здесь интересно то, как меняется настроение-вдохновение. Шаг один - одно. Шаг другой - другое. Нина, может быть, я не прав... Но я хочу спросить, не смотрела ли ты одно кино? НИНА. Смотрела я кино. ОЛЕГ. Как оно называлось? На букву П? Тогда все понятно. Первое у нее от этого самого фильма. М.О. А какое кино-то? ОЛЕГ. “Перекресток миров”. НИНА. Да, помню... “Путешествие в параллельные миры”. М.О. Ага! Понятно. Вот, Ниночка... Сегодня у нас, между прочим, с этого и началось. Ты упрекнула Диму, что он что-то там такое “слямзил” у Маши. На самом деле оказывается, что все сюжеты, приемы... они все время вот тут с нами - и трудно сказать, кто на кого повлиял. ОЛЕГ. Про двойку... это, конечно, она у меня выловила... М.О. А вот говорят, что это была ее собственная двойка. НИКА. Да! И не одна к тому же... М.О. Вот - видишь. И Ника радостно об этом сообщает. НИНА (конфиденциальным тоном) Ника, я вот покажу тебе твою тетрадь - очень ты будешь рад... М.О. Но вот посмотрите - уже много мы с вами сказок и рассказиков видели, где обыгрывается этот сюжет. Человек получает двойку - такая вот неприятность случается - он попадает куда-то в сказочный мир непонятный, чаще всего при помощи сна.. НИНА. А вот про пчелку... это я сделала из анекдота...Есть такой анекдот. Идет Вовочка и поет: Пчелка-пчелка... Пчелка сидит на цветке и поет: Вова- Вова... М.О. Видите, что происходит с нашим вдохновением? Оно берет и все, что ему попадается, перемешивает. ВЕРА. Получился рассказ, как в “Стране невыученных уроков”. М.О. Ну вот... теперь мы уже совершенно вплотную подошли к тому, на чем мы закончили в прошлый раз. Помните, на чем закончился наш разговор? Я спросила вас о том, как можно попасть в сказочную страну. Мы по-разному говорили о сказочной стране. Она у нас была даже не страна... а земля... или планета...или, может быть, целый мир...потом выяснилось, что сказочные герои вообще, может быть, среди нас постоянно... помнишь, Света, ты говорила...потом Ниночка нам сказала, что...они все время с нами... что наш мир, в котором мы живем реально, и сказочный мир... НИНА. Я не так сказала. Я сказала, что эти герои не видимы для нас. Как мы не видимы для них. М.О. То есть мир, в котором мы живем, и мир - сказочный, фантастический, придуманный, воображаемый... они перемешиваются друг с другом, да? ОЛЕГ. Я хочу свою мысль изобразить в виде небольшой схемы. М.О. Ну попробуй. (Олег рисует на доске.) Ты уверен, Ника, что ты его слушаешь? Ты уверена, Ниночка, что ты его слушаешь, поднимая руку? Девочки, вы уверены, что вы с нами? Он рисует какие-то квадратики - один в другом. НИНА. Он, кажется, сказку рисует. За пределы выходят герои... М.О. Сейчас он нам пояснит, что он имеет в виду. Дети внимательно следят за возникающим на доске рисунком. ДЕТИ. Смотрите - он пишет: сон... мираж... видение... НИКА. Что там получилось? М.О. Он сейчас пояснит нам... НИНА. А вот я хочу сказать к вашей теме... М.О. Сейчас говорит Олег - и мы будем работать с тем, что он покажет. Запомни, что ты хотела сказать. НИНА. А можно я запишу? НИКА. Можно записать? М.О. Конечно же! Это очень здорово, что у нас есть тетрадки, и мы можем - раз! - на полях и пометить свою мысль, а потом - вспомнить и сказать... Олег! Аудитория заждалась! Нарисовал! Объясняй.
ОЛЕГ. Маленький квадратик - это наш мир и все, что в нем существует. Большой квадратик - это и сказка, и литература. Тут еще есть маленькие штриховые квадратики, которые показывают, что этот мир... то он есть, то его нет... вот - мираж... видение... сон... и так далее. Вот тут у меня есть что-то вроде... таких бомбочек... бомбочки могут иногда в этих квадратиках проделывать дырки... именно тогда, когда в маленьком квадратике у какого-либо человека в сознании появляется какое-то такое... первый вариант - совесть... начинают они прорываться, и эти миры начинают потихонечку перемешиваться... второй вариант - это сон... это бывает чисто ото сна... вот я отдельно нарисовал...и третий вариант - надежда...это чисто от надежды... называется миражом. Именно тогда, когда чего-то очень-очень ждешь, и его появление невозможно... появляется мираж... ВЕРОНИКА. Мне кажется, что Сказка - это невидимый спутник Земли. М.О. Посмотрите, ведь то, что Олег нарисовал очень похоже на то, что говорит Вероника. Вы согласны? Ведь посмотрите - вот у него мир, где мы все живем, наш мир, мы, а большой квадратик... ОЛЕГ. Он бесконечный, там это стрелочками показано... М.О. Да, бесконечный... сказка, фантазия... вот тот воображаемый мир... назовем это условно - Планета Сказок... Литературы... как угодно... и Олег говорит, что есть ходы, благодаря которым эти миры как-то действуют друг на друга... Мы и сказочные герои... между нами возможны какие-то отношения... мы переживаем какие-то контакты... Героя мучит совесть, и он видит сон... НИКА рядом с рисунком Олега рисует свою схему. НИКА. Мне кажется, что можно нарисовать вот так - землю... как в математике. Сейчас мы проходим... АЛЕША. А ведь в этот мир сказок можно попасть только через сон... М.О. А вот говорят, что не только через сон. Мы хорошо обсудили с вами именно сон. НИНА. Если через сон, то это, наверное, будет выглядеть вот так. НИНА рядом с рисунком Олега и Ники рисует свою картинку. ДИМА. А если - книга? М.О. Через книгу еще... Ниночка в прошлый раз очень подчеркивала это. И Ника говорил об этом. Сама книжка и есть то самое другое измерение... дверца, вход... НИКА. (комментирует рисунок Нины) Мне кажется, видение - это то же самое, что мираж. М.О. Мы можем пообсуждать потом это, чем мираж или сон от видения отличаются. НИКА. А можно туда попасть через картину... Если долго на нее смотерть, то можно в ней оказаться... внутри... НИНА. А мне такая мысль пришла, что можно прямо сейчас... пойти, обыскать все это помещение... найти дверцу... мне кажется, что в нашей комнате, есть что-то загадочное... (обрыв записи) (ПОСЛЕ ПЕРЕРЫВА.) НИКА. Герои - они инопланетяне. НИНА. А мне кажется, что сказка... ОНА ЖИВЕТ НАМИ. Как будто тело принадлежит сказке. Ведь когда кто-то берет книжку, ее очень сложно положить на место. Потому что сказка как бы притягивает и начинает командовать. Как бы книжка светится, и она заставляет себя читать. Как будто там герои засели, как в тюрьме, пока их кто-нибудь не вызволит, и они притягивают... когда же их освободят. М.О. Итак... мы начинаем читать книжку... в книжке нам открывается какое-то другое измерение, и оказывается возможна встреча... мы открываем книжку... и что же мы там видим? Что нас там ждет? НИНА. Я нарисовала... солнце вместе со звездами... у домика Кощея Бессмертного - усы и глазки... М.О. То есть сразу видно, что-то необычное, да? НИКА. А у меня всегда предметы живые в сказке... М.О. Начинают оживать предметы и мы догадываемся, что попали в сказку. Предметы начинают оживать, звери начинают говорить человеческим голосом... Я даже напомню вам сейчас такой эпизод, когда Олег стоял у доски и говорил нам... бывает иногда в фильмах и книгах, что мы начинаем видеть этот мир глазами героя... как будто все время мы движемся вместе с ним... и наши глаза становятся его глазами и мы видим все вокруг его глазами... мы попадаем словно... “в шкурку” героя... как кто-то уже говорил сегодня - в тело... Наше тело становится... НИНА. Чьим-то. М.О. Да. Чьим-то. НИНА. Раньше вот считалось, что если человек умирает, то душа переселяется в его родного. Открываешь книгу, начинаешь читать, то уже не бросишь, потому что из книги весь смысл начинает как бы в тебя переселяться. И если ты закроешь книгу, то, может быть, эта душа останется тут, и ее как-то можно увидеть даже. ВЕРА. А мы вот сейчас по истории проходим. Люди думали, что во сне душа уходила к свои предкам, и если человека внезапно разбудить, то он может умереть. СЕРЕЖА. Потому что душа не успеет вернуться. М.О. А если мы умудрились свою душу оставить там в книжке... то когда кто-то начинает читать книжку... вот тут-то и... начинается это взаимное переплетение, да? ОЛЕГ. По-моему, это совершенно точно, и даже могу сказать, как это дело проявляется. Когда читаешь любую книжку, даже не обязательно литературную... а может, какой-нибудь учебник, читаешь, читаешь, а потом приходит отец и говорит: все, давай делай уроки. Книгу закрываешь, но все, что ты прочитал, - у тебя остается. НИНА. А вот я хотела сказать, что если ты засыпаешь, глаз у тебя же закрыт. Но ты все равно видишь... например, если ты читал книгу, у тебя был глаз открыт, и ты чувствовал себя героем, а когда ты спишь, глаза у тебя закрыты, но они как бы открыты - и ты видишь глазами этого героя, так что... (рисует на доске) МАША. Когда глаза закрываешь... вот сейчас у нас свет горит, а когда глаза закрываешь, все равно в глазах - свет... НИНА. Я сегодня не только спала и видела глазами героя. Я сегодня провела опыт. Вчера ночью. Когда мама ушла. Что кто-то все-таки тут есть. Я долго верила в Пушкина, маленькая. Я решила проверить, ходит ли тут Пушкин. Чтобы не страшно было засыпать. Я взяла круг и там алфавит весь в круг написала. И нарисовала гроб... ДА и НЕТ по углам... накалила иглу, повесила ее на ниточку и спрашиваю: “Пушкин-Пушкин, ты здесь?”. Иголочка начала сама двигаться и показывать на ДА. Я спрашивала у него так все. Я спросила у него: “Марина Олеговна мне нравится?” - ДА. Я думаю, что такое? Что он - предвидит, что ли? Вот как бы Пушкин... он будто тут... он как будто сочиняет эти сказки. И мы в этом видим глазами героя. М.О. Чудесно! Но ведь герой-то тоже... я хочу сейчас обратиться к сказке, которую мы начали читать в прошлый раз. Мы начали ее читать - что мы видим? СЕРЕЖА. Что мальчику удалось попасть в сказку. М.О. Но мы-то начинаем читать книжку... открываем книжку... начали читать... вот оно, соприкосновение с другим измерением - вот оно, в книжке. Мы сразу же попадаем - куда? ДЕТИ. В табакерку. М.О. Сразу в табакерку? ВЕРА. Нет. НИНА. Знаете, я хочу сказать - мы как-то неправильно поступили. Вы вот сразу сказали - все, времени нет и книжку захлопнули. Так же нельзя. Произошел взрыв. Что, может быть, одни герои из табакерки остались там. А другие оказались здесь. Я же говорила, что опасно так делать. М.О. Тогда мы вот что сейчас сделаем. Итак... мы открыли книжку... “Папенька поставил на стол табакерку. “Поди-ка сюда, Миша, посмотри”. Миша был послушный мальчик, тотчас оставил игрушки и подошел к папеньке”. Куда же мы попали с вами? НИНА. В дом. М.О. В комнату к Мише. Мы видим стол. На столе - табакерка. Видим Мишу. Мы в комнате Миши находимся? ДЕТИ. Да. М.О. Вот он - Миша. А потом с этим Мишей начинает что-то происходить. НИНА. Марина Олеговна, а что такое табакерка? Шляпа, что ли? М.О. Табакерка - это коробочка, в которой хранится табак. Но поскольку Миша жил в начале девятнадцатого века... тогда было очень модно делать такие игрушки. Кажется, что это табакерка, в ней хранится табак, но на самом деле это вовсе не коробочка для табака. В этой коробочке устроен специальный механизм. Открываешь крышку - начинает музыка играть. И очень часто в этой табакерке устраивались фигурки - начинает механизм крутиться, и они двигаются, кружатся, иногда очень сложные движения выписывают. Вот какая табакерка была у Миши. НИКА. Сейчас есть... типа таких вот... шкатулочки... М.О. Да. Шкатулочка. Музыкальная шкатулочка. ОЛЕГ. А как тогда бывает, когда проникаешь... даже и не в литературу... а в учебник какой-нибудь... М.О. Вот у Олега, например, есть любимая книжка про Бейсик. “Основы программирования на Бейсике”. Куда он попадает, когда начинает эту любимую книжку - на ночь! - читать? Куда-то, наверное, попадает. НИНА. Я хочу сказать, что мы просто не видим этой сказки. Взрослые говорят...некоторые мамы...Ну подумаешь... сказка... не бывает ничего. Просто мы еще не пробовали! Есть же такие шкатулки, в которых играет музыка, и человечки танцуют. Можно же тоже туда как-то проникнуть. Мы не имеем права говорить, что все такое нормальное. Мы вообще не имеем права сказать, что эта комната нормальная. М.О. (смеется) Потому что все мы тут собрались очень странные. ДИМА. Ну почему же?! ВЕРА. А я сейчас читаю книжку “Баранкин, будь человеком”. Там один мальчик... Ему мама говорит - если захочешь, то получится. И вот он решил превратиться в воробья. И стал воробьем. М.О. Чудно. То есть посмотрите - Миша попал в табакерку, во-первых, потому, что засыпает плюс еще он очень хотел узнать... да? Баранкин очень-очень захотел... Смотрите, очень часто, открывая книжку, мы попадаем в другое измерение, очень похожее на наше. Миша - обычный мальчик. Баранкин - обычный мальчик. И Олег - обычный мальчик. Но тут с этими героями, к которым мы уже привыкли, начинают происходить разные события. Включаются те “бомбочки-зениточки”, про которые Олежка говорил. Например, герой засыпает... герой начинает мечтать, сильно-сильно хотеть, как Ника нам говорил, смотрит на картину... И... Ребята, у нас закончилось время. Дочитайте, пожалуйста, дома эту книжку. Она очень известная, наверняка у вас есть. ВОЛОДЯ. У меня есть. М.О. Есть у Володи. Вот с Володи в следующий раз и начнем. Он опять промолчал весь урок. НИНА. Нет, не промолчал. Один раз сказал. Может быть, Вова слишком догадлив? Он ничего не говорит, но он догадывается. М.О. А может быть, он - слишком воспитанный мальчик? Он ждет, когда все скажут, и ему, конечно, не хватает времени, пока вы все выскажетесь. ВЕРА. А может, он стесняется? М.О. Я думаю, что он воспитанный очень человек и очень деликатный. И если мы будем вести себя так все время, Володя, может быть, никогда ничего не скажет. Поэтому в следующий раз мы начнем с Володи. Он нам дочитает сказку. И расскажет нам, как же происходит там проникновение героя в сказку. И что там происходит с ним. ДЕТИ. Он потом проснулся. М.О. Э, нет. Он не просто проснулся. Зачем же было сказку начинать, если с героем ничего не происходит. Заснул - ну, проснулся. Ну и что. НИНА. С нами-то тоже должно что-то происходить. Только если мы этого хотим. У нас же просто нету времени спокойно начать делать что-то необычное. Тогда это будет сказка. Вот сказки на самом деле - они немножко скучные. Если мы начнем в нее играть, то просто сядем и начнем делать что-то необычное. И все. И на этом вся сказка. Что мы делаем что-то необычное. М.О. Да. Но если это необычное еще и имеет какой-то результат, с героем и с нами что-то действительно происходит, то мы меняемся от встречи со сказкой. Тогда, наверное, нескучно получается, да? ОЛЕГ. Володя, наверное, очень много думает. Он додумывает все до конца - и только потом говорит. М.О. Что ж, пропоем в конце урока дружно СЛАВУ ВОЛОДЕ ЧУРИЛИНУ за то, что он дает всем сказать и при этом очень много думает. НИКА. Есть поговорка - “Говори мало, слушай много, а думай еще больше.” И еще есть поговорка - “ В умном разговоре ума наберешься, а вот в глупом - свой потеряешь”. М.О. Мы закончили на сегодня. До вторника. Спасибо за работу.
|
КОНЕЦ ЗАНЯТИЯ. ОБЩЕЕ ВРЕМЯ - 80 минут.
|
Редактор - Сергей Ятмасов ©1999 | |||||||