Новости | Писатели | Художники | Студия | Семинар | Лицей | КЛФ | Гости | Ссылки | E@mail
 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ ВОСЕМНАДЦАТОЕ.

 

КИНОКРИТИКА

 

19 января 1999 г.

 

ВЗРОСЛЫЕ: М.О. САВВИНЫХ, НАДЕЖДА БАХТИГОЗИНА
НИНА, ОЛЕГ, НИКА, ВОЛОДЯ, АНЯ, СЕРЕЖА, ВЕРА, АЛЕША, МАША, ДИМА, СВЕТА

 

Обсуждение фильма Стивена Спилберга “ГРЕМЛИНЫ”

М.О. Когда мы смотрели фильм, я просила вас обратить внимание на те “наоборот”, которые в нем встречаются. Я даже выдвинула гипотезу, что этот фильм весь построен по принципу “наоборот”. Какие же “наоборот” вы заметили?

ВЕРА. Например, когда по телевизору показывают - бьется сердце, и, когда он под коробкой сидел, - тоже бьется сердце.

М.О. Как это назвать, что это за “наоборот” такое?

ОЛЕГ. По-моему, это не “ наоборот”, а... мы вот говорили, что есть сказочный мир, и в него можно как-то попасть. Тут вход в сказочный мир, видимо, находится в экране телевизора. И оттуда - У НИХ эти гремлины, видимо, уже побывали - все время предупреждают. О том, что должно произойти.

М.О. Давайте-ка сейчас откроем тетрадочки и попробуем то, что мы говорим, как-то изображать. Можно написать сегодняшнее число и...

НИКА. Это обязательно?

М.О. Я думаю - да. И знаете - почему я так думаю?

НИНА.(громким шепотом) Я всегда записываю.

М.О. Я хочу сказать огромное спасибо Нике, знаете, за что? В прошлый раз он подарил нам удивительную мысль. Мы говорили с вами, что для того, чтобы лучше понять какое-нибудь произведение, нужно только попробовать его зарисовать... причем оказывается, что рисовать можно и очень подробно картинки к каждому эпизоду, а можно в виде простой схемки изобразить всю сказку или весь рассказ. А Ника в прошлый раз нам сказал, что можно еще и СЫГРАТЬ это. Как в театре. Когда мы ИГРАЕМ что-то, нам поневоле приходится продумывать каждую мелочь. Помните, мы с вами “Елочку” играли? Казалось бы - ерунда... маленькая глупенькая песенка, но когда мы начали ее ставить, как спектакль, оказалось, что это так длинно и сложно! А теперь представьте - Стивен Спилберг. Как он делал свой фильм. Ведь то, что там происходит, нужно буквально увидеть. Увидеть и понять, как ведет себя женщина, которая на своей родной кухне слышит - что-то странное происходит... Как актриса это сыграла! Она ни одного слова не произнесла! Там все было построено на жестах. Лежали красивые фигурки из теста на разделочной доске, а рядом лежал нож. Не случайно Стивен Спилберг показал эти вкусные простенькие фигурки, похожие на детские... и она стоит в нерешительности... берет этот нож - и НАЧИНАЕТ ИДТИ... Ведь это же придумать надо! Как надо понять произведение, чтобы так сделать!

НИКА. Мне кажется, он для того сделал эти фигурки... чтобы показать, что она нежная такая была... и - взять ножик и пойти на этих! Драться!

М.О. Конечно.

ВЕРА. Они же любили сладкое, гремлины...

М.О. Вот видите! Как много линий оказывается соединено в одном только кадре! Так вот... Почему я начала об этом говорить. Когда мы с вами что-то записываем или рисуем, во-первых, это помогает нам лучше понять, а во-вторых то, что нами написано и нарисовано, остается с нами если не навсегда, то на очень долго. Служит нашей памяти. Поэтому мы и будем рисовать. Ника, тебя это не слишком затрудняет все-таки? Рисовать! Писать! Ника в каждом письме меня спрашивает - люблю ли я писать и если люблю, то о чем. Вот - люблю. А он вот не очень любит. Пишет редко, но метко. Итак... Давайте запишем имя этого режиссера. Его зовут - СТИВЕН СПИЛБЕРГ.

НИКА. Обязательно это писать?

М.О. Мне бы хотелось!

НИНА. А мне труда не составляет - взять и написать два слова.

М.О. Конечно, Нина. Умница Нина! Аплодисменты. Фильм называется “ГРЕМЛИНЫ”. Стивен Спилберг... Гениальный американский кинорежиссер. Мне бы очень хотелось, чтобы вы писали правильно фамилии и вообще слова. Знаете, я очень люблю слова и не люблю, когда они болеют или как-то портятся, неаккуратными выглядят... Записали? Записали. Теперь покажем первую противоположность... первое “наоборот”. Начало - и конец. Это - “наоборот”?

НИКА. Мне кажется, там еще одно “наоборот” - ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ.

М.О. Совершенно верно. Но давайте посмотрим - что у нас в начале? Первые кадры начала... мы видим - темную улицу американского городка. По улице идет человек, который встречает мальчика-китайца и спускается с ним... куда? Он заходит в дом или... он спускается куда-то вниз...

ДЕТИ. В подвал.

СЕРЕЖА. И там уже начинается волшебный мир “наоборот”. Мир игрушек.

М.О. Очень интересно! Так в самом начале мы видим, что есть как бы “верхний” мир... верх... обычная улица... обычный город...

НИКА. А мое “наоборот” вы не запишете?

М.О. Конечно, запишу. Только нам надо найти ему место... итак, верх - и...

НИКА. Низ.

М.О. Да. Китайский магазинчик, где живут какие-то странные... скажите пожалуйста, а чем этот магазинчик отличается от города, в котором живет человек, которого мы только что видели... В сером костюме, в шляпе...

ДИМА. Он спускается и попадает в прошлый век.

М.О. То есть современное - и... какое?

ДИМА. Старое.

М.О. Старинное. Даже - древнее. Современный город - и... Очень интересно. Это очень интересно. Хорошо. А с чего начинается разговор вот этого Изобретателя и старика-китайца?

ДИМА. Ему подарок нужен.

М.О. Очень важно... а вот еще интересная штука - все происходит на Рождество. Весь фильм дан под знаком праздника Рождества. Скажите пожалуйста, что за праздник такой - Рождество?

ДЕТИ. (наперебой) Иисус Христос родился... Рождество Христово... Это день, когда он родился... Религиозный праздник...

НИНА. Вот именно происходит волшебство в Рождество. Это такой праздник, что чудеса все могли свершаться. Звезда, например... Когда кто-то рождался, появлялась какая-то звезда. А вот у нас когда кто-то

родится... а если одновременно родится... миллион? Что ли миллионы звезд будут на небе?

М.О. Да. Я думаю, это - так.

СЕРЕЖА. Недаром говорят, что у каждого есть своя звезда.

НИНА. И не Новый Год елку ставили, а именно на Рождество. Я где-то слышала такую историю. Все деревья были такие красивые, а одна елка была такая зеленая, и у нее были всего лишь какие-то еловые шишки. И елка плакала. Звезда это увидела. И тоже заплакала. Ее слезы упали на елку. И елка стала очень красивая. Она вся засверкала. И сказали, что елка- самое красивое дерево на свете, и что ее нужно украшать.

СЕРЕЖА. В самом конце фильма режиссер нам оставил загадку. Почему вот этот старик, который забрал гремлина, сказал - “Вы еще не готовы?”.

М.О. Молодец, Сережа! Мы еще к этому вернемся. Но... мы еще не говорили о жизни и смерти - как нам Ника сказал. Это очень важные вещи - мы их положили на полочку в своей голове. Теперь - смотрите. Конечно же, Рождество - это праздник чудес. Само рождение Христа - чудо. Христос пришел и принес в мир добро, так что все чудеса Рождества должны быть добрыми... но скажите, пожалуйста, Христос... и Рождество- это праздник вообще всемирный или это праздник европейский, американский, русский? Например, у китайцев есть Рождество?

ДЕТИ. Нет.

М.О. У китайцев... у индусов... у людей других религий? Видите ли... мне кажется, здесь есть еще одно очень интересное “наоборот”. С одной стороны, Рождество - это европейский праздник. Но ведь когда Христос пришел, он ведь себя ощущал человеком, который возьмет на себя грехи всего мира. Так что получается, что Рождество - вроде бы всемирный праздник. Но в этот праздник, праздник Рождества, современный житель Америки, как бы житель “верхнего” мира, спускается куда-то вниз, в подвальчик, и сталкивается с древним миром Востока. Как бы встречаются Восток и Запад.

Мы говорим, Рождество - праздник добрых чудес. Но рядом с Рождеством всегда есть еще одно место чудесное... у славян даже есть такое представление, что вслед за Рождеством есть такая неделя - СТРАШНАЯ. Когда все темные духи вылезают наружу из своих углов и творят свои темные дела. Пока Христос еще маленький, они еще могут покуролесить. Потом-то их время кончается.

СВЕТА. Еще одно “наоборот” - из доброго рождаются злые.

М.О. Совершенно верно. Хотя... с добром и злом здесь сложно. Куда мы отнесем добро, куда - зло?

НИНА. А по-моему, надо написать добро и зло и сверху, и снизу. И то, и другое есть везде.

М.О. Наверное... но мы немного уклонились... помните, мы увидели, что когда старик-китаец начинает разговаривать с американцем, там возникает тема подарка. Первое, что делает Изобретатель... что он этому китайцу дает?

СВЕТА. Он показывает свою машинку “Спутник для ванны”.

М.О. Да. И какие слова он при этом говорит? “Невозможное становится возможным”.

АНЯ. А мне кажется, что Добро надо написать только сверху, потому что старик не хотел же зверька отдавать, не хотел, чтобы наверх попало Зло.

М.О. Давайте мы добро и зло положим тоже пока “на полочку”. Жизнь и смерть... добро и зло... то, что нам Сережа говорил, - “ вы еще не готовы”... Запишем на полях, в уголочке. Итак, смотрите, что получается!

Ужасно современный американец показывает старому древнему китайцу - с вот такими вот висячими усами - ЧУДО СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ!

Изобретатель! Он тоже мастер чудес!

ОЛЕГ. Странно то, что китаец же древний... он же должен удивиться... а он так трубочку свою... потягивает...

М.О. Да... древний китаец совершенно не удивляется: у него своих чудес полна лавка! И вот смотрите, как интересно происходит столкновение. На протяжении всего фильма мы все время видим чудеса американского изобретателя в действии. Как они действуют?

(с м е х)

Как соковыжималка, которая плюется в разные стороны. Да бездымная пепельница, которая все дымом заполняет.

НИКА. И еще - яйца бьют...

ДИМА. И кофе портят...

ОЛЕГ. И еще кофемолка, которая гремлина смолола!!!

М.О. А-А! Как интересно!

ОЛЕГ. Не работают, а потом - бац!

М.О. Вот такие НЕРАБОТАЮЩИЕ чудеса техники. А какое еще чудо техники там есть? Которое играет роковую роль!

ДЕТИ. (дружно) ТЕЛЕВИЗОР!

СЕРЕЖА. Мне кажется, что-то еще тут играет МАШИНА.

М.О. Какая - машина?

ОЛЕГ. “Победа”.

М.О. То есть?

СЕРЕЖА. Его машина. Героя.

М.О. О! Совершенно верно! Молодцы! Молодцы! Еще одно неработающее чудо техники.

НИКА. Мне кажется, в этом фильме машины вообще... разные машины... большую роль играют. Трактор. Его машина. Игрушечная машинка. Синтезатор.

М.О. Совершенно верно.

ОЛЕГ. В эпизоде №2 - два человека около машины. И один из них говорит - ох уж эти иностранные машины! Вот у меня трактор! Пятнадцать лет работает - а все почему, он сделан в штате Кентукки. А потом этот трактор сносит его дом! А неработающая машина, когда надо - тогда и заводится.

М.О. Вот они, чудеса современной техники... Что хорошо для техники? Чтобы она РАБОТАЛА КАК НАДО. Вот вам еще одно “наоборот”. Когда наступает тяжелый час, именно то, что машина ПЛОХО РАБОТАЕТ, оказывает удивительную помощь героям.

ОЛЕГ. Кому - помощь, а кому-то и вред. У кого раньше все хорошо работало.

М.О. Да.

ОЛЕГ. А потом... все отцовские изобретения... они как-то потом... на кухне-то... помните эпизод? Еще как помогла кофемолка!

АНЯ. А чудеса старого китайца наоборот - не работают.

ОЛЕГ. В “верхнем” мире чудеса не работают, а чудеса, принесенные из “нижнего” мира чувствуют себя вполне нормально.

М.О. Теперь смотрите. Китайский магазинчик чудес... Вот этот “магуэй”... почему он нам так нравится?

АНЯ. Он добрый.

М.О. Он добрый... он пушистенький... у него очаровательные круглые глазки... он напоминает вам кого-нибудь из сказок?

ДЕТИ. Домовенка...

М.О. Может быть... но лично мне он напоминает Чебурашку.

НИКА. Точно!

М.О. С вот такими ушками. С вот такими глазками.

ОЛЕГ. И постоянно чебурахается.

М.О. Но он еще и песенку такую поет. Необычайной красоты.

ВЕРА. Они любят “Белоснежку и семь гномов”. Потому что там есть и песенки.

М.О. Чудно! “Белоснежку и семь гномов” мы тоже сейчас положим на полочку.

СЕРЕЖА. А почему в самом начале старый китаец говорит, что его зовут не “гремлин”, а “магуэй”?

М.О. А почему? А как вообще слово “гремлины” появляется в фильме? Кто его первым произносит?

АНЯ. Это такие гномы, которые живут в разных механических вещах. Может быть, поэтому в доме Изобретателя появились гремлины, что у него очень много разных механизмов?

М.О. А-а... все не случайно! Какой талантливый все-таки режиссер этот Спилберг! А кто первым произнес это слово - “гремлины”? Это ведь не китаец!

ДЕТИ. Водитель... тракторист... который ругал иностранную технику...

М.О. Да...

ОЛЕГ. Эпизоды № 3 и 4. В начале герои подписывают петицию против сноса кинотеатра. А потом сами же его и сносят. И еще... в самом начале ребята строят снеговика. Обратите внимание, этот снеговик, которого строят дети, - из снега. А теперь - в банке. Эпизод, где они спорят с этой самой миссис Дигл. Она приносит искусственного снеговика, которого разбила собака! Вот оно - еще новое чудо техники!

М.О. Смотрите - жизнь и смерть, искусственное и настоящее все время спорят в этом фильме. Все время механическое, человеком сделанное вступает в спор с живым и настоящим. Да. Действительно, слово “гремлины” впервые произнес этот господин... владелец трактора. Магуэй - это живое существо, которое, видимо, где-то водится в китайских лесах...

СЕРЕЖА. Может быть, этого... доброго... и по правде звали “магуэй”, но которые из него получились, им уже давно дали такое имя “гремлины”...

М.О. Может быть. Но мы знаем точно, что гремлины - это злобные гномы.

НИКА. А есть ли где-нибудь расшифровка слова “гремлины”? Что это такое? Почему это название появилось?

М.О. Неизвестно.

ВЕРА. А вот когда снег пошел, и все гремлины побежали по снегу... а это ведь тоже вода!

М.О. Вероятно, нужно особое состояние воды, чтобы на гремлинов это стало действовать. Так... А теперь пришло время на полочку заглянуть. Вот мы говорим - добро и зло. Кто-то из девочек сказал, что парадокс - то есть непонятное что-то, загадка - состоит в том, что из доброго и хорошего появляются злые и противные. Скажите, пожалуйста, в самом конце фильма, когда вспыхнул этот кинотеатр, никто гремлинов не пожалел? Ну хоть самую малость... хоть чуть-чуть...

ДИМА. Я пожалел.

М.О. Почему? Вот вспомните, какие они были... вроде бы когтистые, зубастые... противные гномы!

ДИМА. Все-таки живые существа.

М.О. Живые - раз. А еще? Что в них...

ДЕТИ. Они смешные...

М.О. Да... Они - забавные. Что еще?

ВЕРА. И они же - часть этого маленького. Магуэя.

М.О. Да.

НИНА. И они же все-таки живут своей жизнью. У них другие законы. Вот мы - любим, чтобы у нас все было нормально. А где-нибудь там, внизу, какие-нибудь дьяволы любят, чтобы был беспорядок. Чтобы все, как огонь, горело.

М.О. Вот еще - “наоборот”. Мы - и чужие. Другие. Не такие, как мы.

ОЛЕГ. Гремлины просто отображают нас самих. Что помогает нам нас самих увидеть.

М.О. Интересная мысль! Что с самого начала делают гремлины, когда вырываются на свободу?

СЕРЕЖА. Они веселиться начинают.

М.О. А они вообще - страшные или смешные?

НИКА. Мне кажется, они и страшные, и смешные.

М.О. А почему ты так решил, Ника?

НИКА. Одни из них страшные, другие - смешные.

М.О. А может один и тот же гремлин быть одновременно и страшным, и смешным. Вот этот-то главный - с белым хохолком?

ОЛЕГ. Он - серьезный.

ВЕРА. Да ну!

М.О. Совсем, до конца серьезный?

СЕРЕЖА. А мне кажется, что они, когда что-то безобидное делают, развлекаются или мультик смотрят, они выглядят такими хорошими, добрыми...а когда они людей убивают, тогда...

М.О. Слушайте, а убивают ли они людей? Я вот знаю только один эпизод - явно... с этим учителем...но смотрите, что там было... ведь это единственный убитый человек.

СВЕТА. Гремлин мог убить мать Билли, когда елка на нее упала.

М.О. Не думаю... вряд ли бы он ее убил... щекотал бы, кусал...

ДИМА. А когда он Билли хотел пилой распилить? В магазине?

ОЛЕГ. Потому что Билли кинотеатр взорвал. Со всеми гремлинами.

ВЕРА. А почему он учителя съел...

М.О. Он его не съел. Он ему руку оторвал, может быть... вообще неясно, что он там ему сделал, что тот умер.

ВЕРА. Потому что он ему укол ставил.

М.О. Да. И вы посмотрите, каким этот учитель биологии показан. Каким вы его увидели?

НИНА. Противным.

ДИМА. Он не противный. Он как наша Нина Никитична.

М.О. Понятно. Там ведь не случайно на экране все время показывались какие-то жуткие внутренности. Вывернутые кишки. Живое бьющееся сердце. И все это было страшно и неприятно.

НИНА. И еще и детям показывалось.

М.О. Да! Еще детям - на уроке показывали все это. И еще один эпизод есть очень тяжелый, когда нам кажется, что вот сейчас гремлин совершит убийство. С этой электропилой, когда он пытается Билли распилить. С чем это связано?

ВЕРА. Это как бы он защищается.

М.О. Только что произошел этот взрыв. И все гремлины погибли. Так что... Как я поняла: вообще-то гремлины не убивают. Только хохочут, издеваются и всячески изощряются в собственных развлечениях.

ВЕРА. Они - как мы. Мы же тоже любим мультики смотреть.

М.О. Она интересную штуку сказала. Как мы.

ОЛЕГ. Я уже давно держал руку. Они, по-моему, на НОРМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ похожи. Только совершенно без присмотра.

ДИМА. Сначала - такие миленькие, маленькие, забавненькие... а вырастают - такие лбы!

(с м е х)

ОЛЕГ. Вот точно! Если нас ничему не учить, а дать просто посмотреть на других - явно будет похоже!

НИНА. Есть такие дети!

М.О. Так вот почему нам их немножко жалко!

НИНА. Мне тоже кажется, что гремлины не убивают. Они - м-м... мщат!

ДЕТИ (дружно) Мстят!

М.О. За что? Когда им делают больно, они начинают уж свирепствовать.

А что еще напоминает в гремлинах детей? Ведь посмотрите - они начинают подражать людям.

ВЕРА. Они любят сладкое.

М.О. Любят сладкое. Поиграть любят.

СЕРЕЖА. На машинке гремлин ездил...

М.О. Вот еще один очень важный мотив. Мотив ИГРУШКИ. Смотрите, ведь этого гремлина... даже не гремлина еще, а магуэя... отец покупает своему сыну как игрушку. Оказывается, можно живое другое существо... непонятное... взять себе как игрушку. А что такое игрушка? Вот что хочу с тобой, то и делаю. Хочу в воде помою, хочу...

ОЛЕГ. А у них по наследству. Сначала их в люди игрушки превращают, а потом они - людей...

М.О. А гремлины весь мир превращают в свою игрушку.

ВЕРА. А они сами на игрушки похожи.

М.О. Да. Но бывают игрушки добрые, а бывают - опасные. Скажите, а вам сам этот Изобретатель не напоминает чем-то ребенка?

ДЕТИ (дружно) Да... еще как!

М.О. А кого напоминает вам эта мама? Она и для своего мужа, по-моему, мама... а теперь скажите мне, умные люди... мы вроде бы посмотрели с вами сейчас все, что Спилберг показывал... мы еще одной очень важной темы почти не коснулись... скажите, пожалуйста, зачем Спилбергу понадобился мальчик-приятель этого Билли, который наряжается в елку?

Что это такое? Может быть, это лишний эпизод? Зачем он нужен?

ОЛЕГ. Он постоянно наводит этого несчастного Магуэя на какие-нибудь неприятности. Банка с соком упала... потом - в школе...капают на него...

М.О. А почему он елочкой нарядился?

ДЕТИ. Реклама... Песенки рождественские петь...

М.О. У меня, например, это ситуация как-то связывается с падением елки на маму Билли...

АНЯ. Точно!

ОЛЕГ. Смотрите - мальчик в елке... гремлин - в елке.

М.О. Точно, точно... Помните, ребенок, наряженный елкой... и гремлин.

ОЛЕГ. Это доказывает, что они очень на нас похожи.

М.О. Более того. Это показывает, что гремлины видели, конечно, этот эпизод с мальчиком, спрятанным в елке. И его старательно воспроизвели.

ВЕРА. Они подражают нам.

М.О. Конечно. Поэтому у меня, честно говоря, щемило сердце, когда взорвался кинотеатр. Олег был совершенно прав. В первых кадрах фильма... помните, эта девушка хорошая, будущая невеста Билли, просит его подписать петицию против сноса старого кинотеатра. Помните, что он говорит - там когда-то мой отец сделал предложение моей матери. Там все отцы всем матерям делали предложение, отвечает девушка. Так что все дети города обязаны этому кинотеатру своим появлением на свет. А потом именно в нем гремлины собираются. И они смотрят там детскую сказочку. Милую, симпатичную. “Белоснежка и семь гномов”. И этот кинотеатр, который хотела снести противная миссис Дигл, оказывается взорван вместе с гремлинами. Сама-то миссис Дигл получила по заслугам. Она вылетела в трубу. Вместе со своим креслом и больным сердцем. Говорят, что она вроде бы умерла при этом. Но я... очень сомневаюсь...

АЛЕША. А вот смотрите - по-моему, гремлины... они с другой планеты. Один какой-нибудь гремлин попал в руки этому китайцу - и от него произошли все эти.

М.О. Может быть... но во всяком случае, это какие-то чужие современным людям другие существа, которые тянутся к людям, хотят быть похожими на них, хотят играть с людьми в какие-то игры. Людям не нравятся эти игры.

(с м е х)

ВЕРА. Они как маленькие детки. Ничего не могут понять.

М.О. Да. Но очень хотят. Они, кстати, научаются говорить. Пользоваться техникой.

ВЕРА. Как мы.

СЕРЕЖА. Но никогда они не поймут, наверное, что издеваться над людьми...

М.О. Почему? ПОЧЕМУ ОНИ НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ЛЮДЯМ БОЛЬНО?

НИНА. Люди считают их игрушками, а они считают людей игрушками.

М.О. Правильно. Людям же не больно. Мне - можно палец уколоть. Просто так. Видите ли, захотелось анализ крови взять. Я не спросил его. А ну-ка, парень, поди сюда...Тык иголкой. Очень мило. А почему я не могу так же поступить? Это моя игрушка. А игрушке, понятное дело - не больно. Кручу ее так и сяк и что хочу, то с ней и делаю.

НИНА. Вы не что хотите с ней и сделаете.

М.О. А что я не могу сделать с моей игрушкой?

НИНА. Ну, например, вы не имеете права выбросить ее.

М.О. А это смотря какой хозяин. Если хозяин любит свою игрушку... но тогда она, в общем, уже не совсем и игрушка... понимаете, есть тут всякие тонкости...Хорошо. Теперь, может быть, последняя тема, которую я хочу с вами обсудить. Помните, мы говорили - там огромное место занимает в жизни людей и этих странных существ, которые к ним пробрались, скажем так, - экран. Я даже не буду говорить, телевизор. Помните, мы с вами говорили об обложке книжки. Мы открываем книжку - попадаем в другое измерение. Спасибо, Ниночка. Я все время пользуюсь ее открытием. Оно потрясающее.

Мы открываем книгу - попадаем в другое измерение. Мы входим в кинотеатр, гаснет свет, вспыхивает экран, и мы попадаем в другое измерение. Мы подходим вот к этому ящичку, нажимаем кнопку, начинается фильм, - и мы попадаем в другое измерение. Если мы влезем в телевизор, внутрь, разберем его на детали - мы найдем там сказку? Если мы подсчитаем все буквы в книжке и сделаем химический анализ бумаги, из которой она сделана, мы найдем там историю, о которой она рассказывает?

ДЕТИ. Нет.

М.О. А с экраном - и вовсе. Если мы заглянем за экран, что мы там увидим?

ОЛЕГ. Смотрите. Когда мультик-то кончился, гремлины и люди друг друга за экраном и увидели!

М.О. Да! Вот смотрите... экран или, скажем, обложка книжки - это такое удивительное пространство, которое отделяет нас от сказки. У Спилберга это так интересно обыграно - там везде экран. В комнате Билли - это маленький экранчик телевизора. В последних кадрах - это огромный экран. Есть как бы промежуточное звено. В кабинете биологии мы видим не большой экран... но и не маленький. Это экран, на который падает луч проектора. Что происходит на экране? Какое отношение то, что происходит на экране имеет к тому, что происходит в фильме?

ДИМА. Там все повторяется.

М.О. Не повторяется, а...

ВЕРА. Исполняется.

ОЛЕГ. Из телевизора, с экрана - предупреждают.

М.О. Предупреждение. То есть предвосхищение того, что будет.

ОЛЕГ. Дальше. Обратите внимание на еще один оборот - часы. Вроде бы работают нормально. И КАЖЕТСЯ, что они работают. Но в конце концов оказывается, что кабель у них перегрызли.

М.О. То есть там еще какая-то игра со временем происходит... Часы остановились, время - кончилось.

ОЛЕГ. У меня другое... насчет часов... помните, родились милые маленькие магуайчики... часы... там очень большую роль играют часы. В самом начале, когда мы вниз спускаемся, часы отводят стрелки... в старину... так вот. Когда часы останавливаются...перед тем, как гремлины начнут вылупляться... эти часы - то есть граница между двумя мирами - останавливаются... границы нет, и поэтому эти два мира - древность -современность, волшебство-техника - соединяются. И вот что из этого выходит.

М.О. А теперь вспомните эпизод, когда Изобретатель выходит из магазинчика, и звучат эти три запрета... вы не обратили внимание, как там меняется движение... это всего в одном месте сделано Спилбергом. Всего в одном.

ДИМА. Замедленная съемка.

М.О. Зачем это сделал Спилберг?

ОЛЕГ. Время пошло по-другому... часы замедлили свой ход... а потом - встали.

(обрыв записи)

НИКА. Одно “ружье” не выстрелило... солнечный свет ничего не сделал.

ОЛЕГ. Сделал. В магазине.

М.О. Нет. Там все ружья стреляют. Но при этом Спилберг поставил точку, очень мощную точку. Однако оказалось возможным создание второй части. Это к разговору о том, закончено произведение или нет.

НИКА. Олег, солнечный свет ничего еще не натворил. Натворил только электрический свет. В магазине.

ОЛЕГ. Смотрите, два запрета открывают рассказ. Самую напряженную часть. И один запрет, свет, - точку ставит.

М.О. Все-таки, Ника, вспомни: магуэй умудряется открыть шторки, через стекло, но все же свет солнечный падает.

НИКА. Нет... тогда бы умер и маленький.

ВЕРА. А он упал в траву.

М.О. Он был закрыт.

ВЕРА. А ведь там постоянно ночь. Постоянно.

М.О. Да. Всего одна рождественская ночь.

ВЕРА. Когда он зашел в подвал - там тоже было темно

М.О. И эта тьма продлилась так, что в нее уместилось невероятно длинное приключение! А с первыми лучами солнца - все закончилось.

Так что смотрите, сколько мы с вами всего наоткрывали удивительного! А теперь давайте вспомним, что у нас на полочке лежало. Добро и зло. Вот где там добро, а где зло? Или вот еще противоположность - смешно и страшно. Этот фильм - смешной или страшный?

ДЕТИ. И смешной, и страшный.

НИНА. Но больше смешной.

(возгласы несогласия и удивления)

М.О. Ну... это кому как. Бывает, один и тот же эпизод, один и тот же герой воспринимается и как смешной, и как страшный одновременно.

ОЛЕГ. Есть такое понятие - “черный юмор”. У этих гремлинов - черный юмор.

НИКА. Мне кажется, черный юмор... это - вот им смешно, но они делают ПАКОСТИ.

М.О. Ну что ж... пора заканчивать. Спасибо за работу. Давайте отдохнем.

 

 

 
 

 

 

КОНЕЦ ЗАНЯТИЯ. ОБЩЕЕ ВРЕМЯ - 80 минут.

 

 

  

Редактор - Сергей Ятмасов ©1999