Новости | Писатели | Художники | Студия | Семинар | Лицей | КЛФ | Гости | Ссылки | E@mail |
|
ЗАНЯТИЕ ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ.
КОЛЕЧКИ, ПОЛОЧКИ И “ЧЕРНЫЕ
9 февраля 1999
М.О., НАДЯ
М.О. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Как вы думаете, что я здесь нарисовала? НИНА. Это рассказ. ДЕТИ. Виктора Драгунского... “Он живой и светится”. М.О. Да. Когда мы с вами читали этот рассказ на прошлом уроке, мы с вами пытались что сделать? ДЕТИ. Увидеть, как там показывается чудо. М.О. Согласна. Мы пытались увидеть - как, в какой форме - замечательный Мастер чудес Виктор Драгунский показывает нам “обыкновенное чудо”.Вы совершенно правы, когда говорите, что это рассказ. Но, помните, мы с вами еще обсуждали вопрос - рассказ, сказка или басня. Если уж это рассказ, то, может быть, есть в нем что-то от сказки? Или от басни? СЕРЕЖА. По-моему, есть что-то от сказки. Само чудо. М.О. А чем, интересно, чудо этого рассказа отличается от чудес волшебной сказки? НИКА. Мне кажется, тем, что здесь употребляется что-то такое... и чудо, и не-чудо. Здесь чудо - светлячок. М.О. Ага. Но чем же светлячок и вся ситуация, с ним связанная, отличается, допустим, от Царевны-Лягушки? НИКА. Так... Царевна-Лягушка... она - лягушка. И не светилась. М.О. (смеется) И не живая. А такая - волшебная. АЛЕША. Еще тем более - Иван же Царевич не променял ее на какого-то самосвала. М.О. Да... мы уверенно говорим, что у Виктора Драгунского есть в рассказе чудо. Но это не волшебное чудо, устроенное каким-то волшебником, а обыкновенное чудо нашей жизни. И мы видели как тщательно автор нашу встречу с ним готовит. А еще... Ника в прошлый раз показал нам потрясающую штуку! И если бы мы сейчас это вспомнили- это было бы просто здорово. Смотрите, почему я здесь нарисовала такую маму в “облачке”, а вот здесь - без облачка! СЕРЕЖА. Потому что сначала Дениска думал о маме, а потом она появилась. АЛЕША. А куда делся самосвал? НИКА. Тут, мне кажется, наоборот... мы сначала маму не видим, Дениска только о ней думает, а потом мы ее видим настоящую. А самосвал сначала видим, а потом он исчезает, и мы только слышим о нем разговор. А! КОЛЕЧКО! Тут целых два колечка! Мама и самосвал! М.О. Вспомнил! Колечко! Так мы еще здесь одно колечко обнаружили! Первое колечко... ВОЛОДЯ. И еще есть колечко! М.О. Еще есть? Какое? ВОЛОДЯ. Папа! ОЛЕГ. Точно! Сначала Дениска говорит, что папа подарил самосвал, а потом мама, наверное, думает про папу, когда спрашивает про самосвал! М.О. Потрясающе! Вот, оказывается, как крепко сшит этот маленький рассказ! Здесь все связано! НИКА. Все ружья стреляют! М.О. Хорошо. Мы увидели с вами, как возникает чудо. А во втором рассказе, который мы с вами прочитали... “Красный шарик в синем небе”... я просила вас дома его - вот так же - зарисовать. И посмотреть - есть ли там чудо и как оно устроено. Но я догадываюсь... учитывая вашу загруженность... скорее всего, это задание выполнили не все... хотя, я уверена, что поразмышляли-то об этом все. Поэтому мы попробуем проделать это сейчас. Я сейчас на доске нарисую поле... обозначу рамку рассказа. Прочитаю вам снова весь рассказ. И мы с вами, как и в прошлый раз, постараемся увидеть, сколько здесь кадров. Когда я сама в первый раз - перед занятием, конечно, - читала этот рассказ, мне показалось, что здесь три кадра, как и в рассказе про светлячка. А потом как-то засомневалась... Так давайте сейчас, призвав Спилберга на помощь, разглядим, сколько тут кадров и как вообще это сделано. (читает) Нравится? Вот так. А теперь первый вопрос - есть ли здесь чудо? И - если оно есть - то какое оно? НИКА. Мне кажется... чудо - это красный шарик... когда он Дениску потянул... как живой. СЕРЕЖА. А мне кажется, чудо - в самом конце... когда шарик улетал... М.О. Ника, ты считаешь, что чудо - это живой шарик... Сережа считает, что чудо - это весенний день... СЕРЕЖА. Нет, я считаю, что чудо - это сам полет шарика... что он летел, и на него все смотрели... улетает от нас в синее небо - красный шарик... НИНА. А мне кажется, что чудо - это девочка. Она тут очень странная. Сначала она хочет изо всех сил себя “выставить”. Поэтому она кричит, врывается к Дениске... а в самом конце она говорит - “Если бы у меня были деньги, я купила бы еще шарик, чтобы ты его выпустил”. Она такая смирная теперь уже, тихая... М.О. По крайней мере, у нас три версии... Первая. Ника сказал - шарик. Вторая. Сережа сказал -сам полет шарика. Третья. Ниночкина версия - девочка. Все это мы давайте положим на полочку - пока, на всякий случай. ОЛЕГ. Версия Ники и Сережи - очень похожи. М.О. Может быть. Но... в любом случае мы обнаружили с вами два центра в этом рассказе. Один связан с шариком, другой - с девочкой. Ниночка заметила, что в самой девочке есть что-то странное. Кстати, вспомните, как начинается рассказ “Он живой и светится”. ДИМА. Однажды вечером... М.О. А как начинается “Красный шарик в синем небе”? ОЛЕГ. Он начинается словом ВДРУГ. М.О. Ну да... ВДРУГ Аленка вбежала и закричала. Вот мы с вами и увидели, что слово ВДРУГ и Аленка стоят рядом. В первом рассказе “Однажды вечером я...”. А во втором - “Вдруг Аленка...”. НИНА. Однажды... это он как... вспоминает... однажды вечером, что-то постепенное... а вдруг... это - все! Вдруг! Пожар! М.О. Так взгляните - Дениска говорит: однажды я... но - Аленка... вдруг! Вбежала! Случайно ли это? Разберемся. Итак, первый кадр. Что у нас тут? НИНА. Комната Дениски. Мальчик. И девочка вбегает. Аленка. (М.О. рисует на доске) М.О. А какая она, эта самая Аленка? Есть ли в ней что-то такое, что объясняло бы нам связанное с ней слово ВДРУГ? ДИМА. Она маленькая, младше Дениски. М.О. А еще? Какими еще нашими впечатлениями Драгунский “подогревает” наш интерес к Аленке? ВЕРА. Она веселая. СЕРЕЖА. Она такая быстрая вся... НИНА. Как ветер. М.О. Да! Она кричит... весенний базар! И глаза у нее - отчаянные и круглые... И Дениска - помните - засуетился, заторопился, и они выскочили из комнаты...Аленка врывается внезапно, во все вносит смятение, радостное волнение - и Дениску словно вихрем выносит из дому! И... выбрасывает в следующий кадр! (рисует на доске) СЕРЕЖА. Еще странно, что у нее - ОТЧАЯННЫЕ глаза. Почему? М.О. Не связано ли это - с отношениями Аленки и Дениски? Уже в первом кадре мы можем догадываться, как они относятся друг к другу? НИНА. Мне кажется, нет, потому что в первом кадре только Аленка выявляет себя, а Дениска только отвечает. М.О. Но ведь мы узнаем еще, что Аленка - младше. Она как минимум на два года его младше. НИКА. Дениске - восемь, а ей - шесть. М.О. Ну вот... и эта маленькая Аленка вносит суматоху в денискину спокойную жизнь, Дениска и она бегут на улицу. И вот в следующем кадре мы видим... СЕРЕЖА. Они все-таки друзья. Они бегут, взявшись за руки. М.О. Ну, конечно! Будьте сейчас внимательны. Пусть нам опять Спилберг поможет. Помните, мы смотрели “Гремлинов”? Воспользуемся снова принципом “наоборот”. Итак, следующий кадр. Место действия? МАША. Магазин. Весенний базар. М.О. И что там их сразу привлекает? МАША. Куклы говорящие... М.О. Причем они - какие? ДИМА. Они большие... механические... НИНА. Они - блестящие! Золотые... сверкающие. Ненастоящие люди. М.О. Да. И они тоже очень громко кричат. “Весенний базар-р-р!”. НИКА. Мне кажется, здесь появляется маленькое... нет, не колечко, а какая-то линия. Аленка кричала - и те тетенька с дяденькой кричат. М.О. Великолепно! (Ника соединяет чертой фигурки Аленки и говорящей куклы в первом и втором “кадре” на доске). М.О. И какой же разговор происходит между Дениской и Аленкой? АЛЕША. Марина Олеговна, а вы кое-что пропустили... как дяденька подхватил Аленку на руки и обрызгал ее одеколоном. М.О. Точно. Это было. Но в нашей книжке - странное дело! - этого нет. Действительно. Так иногда бывает. Разные варианты одного и того же произведения. Надо же! Я не ожидала. Слушайте, я хочу сказать, что наш Алеша обладает удивительным свойством! Он всегда очень конкретно все видит и подмечает малейшие детали. Он не дает нам впасть в слишком отвлеченные разговоры, а возвращает нас на грешную землю и говорит - как же так? Я ему за это очень благодарна! ВЕРА. А ведь еще есть колечко! В первом кадре Аленка говорит про квас, а во втором - он булькает у Дениски в животе. М.О. Правда, так. Но все-таки, какой же разговор происходит у наших героев во втором кадре. И что он значит? ДИМА. Они обсуждают, почему эти куклы разговаривают. И Аленка говорит, что у них люди живые внутри сидят, а Дениска, что радио внутри. М.О. Ага! Так посмотрите. В первом кадре девочка все поднимает вверх дном, на этой волне Дениску выносит на улицу... На улице весна, солнце светит, все шумит... толпа, суета в магазине... какие-то фигуры блестящие кричат... ВЕРА. Все - как Аленка! М.О. Верно! А потом они спорят с Дениской. И чем заканчивается этот спор? Какой вывод делает Дениска? ОЛЕГ. Аленка маленькая, и ничего не понимает! М.О. Скажите, пожалуйста, а вот теперь как-то прояснились для нас отношения между Дениской и Аленкой? Как относится Дениска к Аленке? НИНА. Он очень плохо к ней относится. Потому что они спорят, и он говорит, что она маленькая и глупая. МАША. Он думает, что он ее умнее. Потому что старше. М.О. Но вспомните, однако, как Дениска себя ведет? Можно ли такое отношение назвать - плохим? НИНА. Ну... может быть - не очень хорошее... М.О. А Аленка что в ответ Дениске сказала? “Ну и не задавайся!”. Чувствует Аленка это пренебрежительное отношение?.. Дальше. Следующий кадр. Смотрите: меняется место. Дениска с Аленкой оказываются у самого выхода. И видят женщину, которая продает воздушные шары. НИКА. А там ведь еще была бочка с квасом... Мне кажется, что бочка с квасом - это признак, что они помирились. Чтобы ни у кого сомнения не возникло. М.О. Да. Хоть они и поругались немножко, это вовсе не помешало им вместе пить квас и радоваться. АЛЕША. И Дениска нашел деньги и угостил Аленку квасом. М.О. При всем том, что они немножко ссорятся - это не значит, что они ругаются... нет, у них на самом деле очень дружелюбные человеческие отношения. Ладно. Но вот они видят женщину, которая продает шары. И Аленка захотела купить шарик. У нее оказывается 10 копеек. И Дениска говорит продавщице: дайте ей красный шарик! Вообще - очень интересный процесс! НИНА. Она говорит - хочу шарик. Дениска - денег нет. Она говорит - у меня есть денежка. Дениска- ого! Десять копеек, и продавщице - дайте ей шарик. Она не очень откровенно относится к своему другу! Возле бочки с квасом она не сказала ему, что у нее деньги есть! М.О. А она вообще понимала, какая сумма лежит у нее в кармане? МАША. Не понимала, конечно. М.О. В том-то и дело! Это еще раз подчеркивает, что Аленка-то была действительно - маленькая! АЛЕША. Не столько маленькая, сколько - необученная! М.О. А Дениска-то был уже обученный! И поэтому она сказал - о! Десять копеек! Давай сюда! И ответственное дело покупки шарика происходит под руководством Дениски! И он говорит продавщице... АЛЕША. Дайте ей шарик. А продавщица говорит - какой? Красный, синий, голубой? М.О. И Аленка получает шарик! И они идут себе по весенней улице дальше. Следующий кадр... НИНА. Действие на улице происходит. М.О. Давайте-ка я этот кадрик вам еще раз прочитаю... “ И мы пошли. И вдруг...” - смотрите, опять рядом со словом “Аленка” возникает слово “вдруг”. Идут они по улице города, идет Аленка с шариком. И Дениска идет с ней рядом. И опять возникает слово “вдруг”. Почему так часто Драгунский ставит рядом с именем Аленки слово “вдруг”? НИКА. Мне кажется, потому что Аленка действительно еще маленькая... ей делать нечего... она резвится... и все делает - вдруг. Слово “вдруг” это подтверждает. М.О. Может быть. “ Вдруг Аленка говорит: хочешь понести?”. Что за фраза такая? Как вы думаете, когда покупался этот красный шарик, Дениске хотелось хоть чуть-чуть, чтобы шарик достался ему? ОЛЕГ. Он сказал - дайте ЕЙ шарик! М.О. (смеется) Ну да, тут ведь еще можно интонацией поиграть. ДАЙТЕ ей шарик. Дайте ЕЙ шарик. Дайте ей ШАРИК. Но во всяком случае - шарик получила ОНА. И вот эта необученная, очень мало чего в жизни понимающая Аленка идет рядом со своим мальчиком, со своим другом и вдруг говорит - хочешь понести? НИНА. Вот я и говорю - странная какая-то. ДИМА. На нее теперь все внимание. М.О. Ну, правильно. У нее же красный шарик. Она теперь главная. Она с шариком идет. Она идет и чувствует, что рядом с ней Дениска идет. В каком-то настроении. И вдруг говорит... Вдруг! “Хочешь понести?” НИНА. Это она его... как... пожалела! М.О. Ага! АЛЕША. А может быть, то, что они шарик покупают надо соединить с первым кадром? Там же тоже Дениска и Аленка... НИКА. Колечко. М.О. Смотрите, мы уже четыре кадра обнаружили... и протянули ниточку. Но этот кадр, наверное, нам надо еще разделить пополам, потому что вдруг оказывается... а это с Дениской бывает... бывало уже...посмотрите, какой эпизод из рассказа “Он живой и светится” вам напоминает то, что я сейчас прочитаю? “Я взял и сразу, как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку. Ему, наверно, хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку, и опять услышал, как он тоненько потягивается из рук, как будто очень просит отпустить его. И мне тут стало его как-то жалко: он умеет летать, а я его держу на привязи. И я взял и выпустил его. И шарик сначала даже не отлетел от меня...” ОЛЕГ. Это там, где светлячок появился. И Дениска сразу на него “купился”... М.О. А-а... он “купился” на эту красоту. Это интересно! Дениска - такой мальчик, которому свойственно “покупаться” на красоту! НИКА. Там светлячок... а здесь - шарик попросил, и Дениска его отпустил. М.О. Ну да! Он живой и светится. Когда Дениске показали светлячка в коробочке, для него перестало существовать все на свете. Он остался со светлячком - наедине. И тут - шарик потянул за ниточку... и мы видим только Дениску и шарик. Теперь, на короткое время, автора интересуют только их отношения, правда? (о б р ы в з а п и с и) ПОСЛЕ ПЕРЕРЫВА М.О. Мы раньше как с вами отсутствующих, но “мысленно” присутствующих героев обозначали? Облачком, да? Всевозможные мысли и мечты. Я бы даже сказала, что мы этим облачком обозначаем ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО, которое возникает в голове человека. Вот как Дениска сидит со своим светлячкоми думает только о нем... и смотрите, какое пространство возникает - здесь только он и светлячок! Дениска несет шарик. И думает про шарик. Мы видим Аленку? ДЕТИ. Нет. М.О. Ни Аленки нет. Ни улицы нет. Нет ничего. Есть только он и шарик. Так... смотрите, какое мы огромное КОЛЬЦО обнаружили! Кольцо между двумя рассказами! НИКА. Мне кажется, это не кольцо. Это - ЛИНИЯ. М.О. Линия. Может быть. Но в любом случае - связь, правда? И чем заканчивается эта ситуация? Дениске кажется, что он вступает в какой-то разговор со своим шариком. Как вы думаете, замечает Аленка это состояние Дениски? Что он уже где-то далеко от нее? НИКА. Мне кажется, Аленкины слезы чем-то связаны с квасом... она квасу напилась - и слезы полились. (с м е х) Она сначала веселая была... потом Дениска шарик отпустил - она заплакала... и снова должна веселой стать! М.О. А чего она заревела-то? Заплакала, закричала, стала подпрыгивать? СЕРЕЖА. А мне кажется, что в четвертой части раскрывается опять ЭТА ДЫРА? М.О. КАКАЯ - ДЫРА? СЕРЕЖА. Через которую они в следующий кадр попадают. (общее замешательство) М.О. А-а! (показывает на доске) Вот ЭТА ДЫРА?! (с м е х) НИКА. Нет, есть, мне кажется, в каждой сказке - ЧЕРНАЯ ДЫРА! Именно - ЧЕРНАЯ дыра. Она...Вот в ЭТОЙ сказке она - куда делся шарик. В другой сказке - куда делся самосвал. Черная дыра поглощает эти вещи. М.О. Какое-то пространство, куда можно... куда шарик улетел? ОЛЕГ. Черная дыра - это то пространство, где находится все, что уже ВНЕ нашего поля зрения. (неразборчиво) М.О. Олег сейчас такую интересную штуку сказал... ВОЛОДЯ. Только непонятную. М.О. Да. Это у него бывает. Олег, можно я тебя “расшифрую”? Эта самая “черная дыра” - это такое... что-то, возникающее в рассказе или в сказке, куда исчезает все то, что сейчас нас уже не держит, нам не так интересно... туда исчез и Мишка с самосвалом... Виктор Драгунский нам показывает, что вот сейчас МНЕ интересно и ВАМ, читателям, должно быть интересно то, что происходит с Дениской и с мамой... НИКА. Это как в сказке “Птичий язык”... Куда исчез соловей? Куда исчез капитан? М.О. Слушайте! Слушайте! Какие интересные вещи! Что он сказал? Вы поняли? Ведь это вечные вопросы нашего Алеши! Куда ушел тот капитан? НИКА. В ЧЕРНУЮ ДЫРУ! М.О. Куда улетел тот соловей? НИКА. В черную дыру! М.О. Куда исчез самосвал? Куда уплыла рыбка? Вот смотрите - пространство рассказа, поле внимания нашего. В нем нас автор удерживает. И есть специальное место, которое СЛУЖИТ этому пространству как-то. Вот туда-то все, уже невидимые нам вещи и герои, и попадают. АЛЕША. По-моему, вот эта черная дыра называется ДРУГОЙ МИР. НИКА. Нет, нет, нет. Я не согласен... ЭТО НЕ ДРУГОЙ МИР, тот же мир... какая-то часть... М.О. Однако, вам не кажется, друзья мои, что мы забросили Виктора Драгунского... давайте построим у себя в голове некую полку и положим туда эту потрясающую гипотезу про “черную дыру”. А сами вернемся к нашим героям. Итак, Аленка плачет... почему она так горько плачет? МАША. Она подумала, что Дениска не очень-то с ней дружит, раз ЕЕ шарик отпустил. М.О. Вот, мои хорошие, вспомните ситуацию с папой и самосвалом. Нет ли тут чего-то подобного? ДЕТИ. (убежденно) Нет! М.О. Однако... все же улетающий шарик - и Маша подметила это - показывает нам всю причудливую странность отношений между Аленкой и Дениской. Только что она была такая гордая. Она, маленькая девочка, дала своему старшему другу такой замечательный шарик понести... И ОН этот шарик ПРОСТО ВЗЯЛ И УПУСТИЛ! Помните, как мама? Сказала Дениске - да? А НА ЧТО ты папин подарок променял? НИНА. Ладно, если бы это был ЕГО шарик. Он взял - отпустил. Ради Бога! Ему это было бы хорошо. Он взял обязательно - чужой... МАША. Не просто чужой. Аленкин! М.О. Когда Аленка и Дениска... Вот этот момент передачи шарика из рук в руки... АЛЕША. А почему вы судите Дениску? Ведь он же тоже не пожалел свои деньги и дал Аленке кружку квасу! М.О. Ну вот смотрите... Я хочу Олегу сказать - Олег! Я к тебе очень-очень хорошо отношусь и в знак того, что я к тебе прекрасно отношусь, я дарю тебе вот этот карандаш. А он берет его и - вот так - швыряет. (с м е х) Каково мне? Если я маленькая девочка, я... Ну что ты сделал?! Ну зачем ты его бросил? Это ведь не просто карандаш. И не просто шарик. НИНА. Мне кажется, что она пожалела именно не сам шарик. Этот шарик был для нее - то, о чем она мечтала. М.О. Аленка влетела к Дениске домой, утащила его в магазин, они бегали, разговаривали, вместе пили квас, купили шарик... и вдруг возникает ЭТО, где никакой Аленки нет... а есть только Дениска и шарик. И Аленка должна бы провалиться в “черную дыру”... И глупая маленькая Аленка понимает, ЧТО происходит? НИНА. Одно она точно понимает - Дениска выпустил ЕЕ шарик! ДИМА. Она все прекрасно понимает, потому что потом она говорит: если бы у меня были деньги, я купила бы М.О. Последние слова Аленки - о чем нам говорят? Рисуем последний кадр. НИНА. Прощальный. М.О. Да. Дениска с Аленкой прощается. Маленькая Аленка. Дениска. Шарика уже нет. Почему же Аленка эту странную фразу произносит? Потому что она маленькая и ничего не понимает? ОЛЕГ. Это напоминает финал... “Он живой и светится”. Маму. М.О. Это волшебство, сказала мама. Это удивительно талантливая мама. Она поняла своего ребенка, который променял дорогой подарок, который папа подарил, на какого-то светлячка. Мама оказалась способна понять Дениску в его хрупкой беззащитности перед красотой. И Аленка, которую он считал маленькой и глупой, тоже его поняла? Две женщины, взрослая и маленькая, оказались способны понять восьмилетнего мужчину. Способны? НИКА (потрясенно) Мужчину?! М.О. Ну... в общем, да. Я думаю, что мальчик должен себя в какой-то мере ощущать мужчиной. Это - покровительственное отношение к Аленке: я большой взрослый сильный мужчина. Он заботился о ней. Он ей покупал квас. И даже когда она шарик купила на свои деньги, и то было ощущение, что он купил ей шарик. Ну вот, мои хорошие, мы кажется с вами до конца разобрали этот рассказ и убедились... в чем там чудо-то? Мы с самого начала заметили, что чудо там связано с шариком и с девочкой. Мы подтвердили это? ОЛЯ. Аленка оказалась не такой уж маленькой и глупой. М.О. Ну да... маленькая глупая Аленка оказалась умной и понимающей. А теперь... сядем удобно и ровненько... и я вам прочитаю еще один рассказ Драгунского... а вы подержите в голове у себя наш сегодняшний разговор...просто подержите. Этот рассказ называется “Девочка на шаре”. (читает) |
КОНЕЦ ЗАНЯТИЯ. ОБЩЕЕ ВРЕМЯ - 80 минут.
|
Редактор - Сергей Ятмасов ©1999 | |||||||