Новости | Писатели | Художники | Студия | Семинар | Лицей | КЛФ | Гости | Ссылки | E@mail
 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЕ.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ

 

2 февраля 1999 года

 

М.О., НАДЯ, ВЕРА, СЕРЕЖА, АНЯ, СВЕТА, ДИМА, ОЛЕГ, АЛЕША, МАША, НИКА, ВОЛОДЯ

М.О. Как вы помните, в прошлый раз у нас с вами на доске возникло шесть главных слов: РАССКАЗ, СКАЗКА и БАСНЯ. ВОЛШЕБСТВО, ЧУДО, ФАНТАСТИКА.

В прошлый раз мы много говорили о том, как связаны между собой и чем отличаются друг от друга эти...

ДИМА. Понятия.

М.О. Да. А теперь смотрите... Олег нам однажды это словечко подарил, и мы сейчас его возьмем с нашей полочки. До сих пор мы его не употребляли, а сейчас я скажу. Мы с вами рассмотрели три ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖАНРА. Это - рассказ, сказка и басня. И вот сейчас мы можем с вами скобочкой вот так отметить и написать - литературные жанры. Есть такой литературный жанр - РАССКАЗ... это такое произведение, которое РАССКАЗЫВАЕТ... о чем?

ДЕТИ. О том, что было или может быть на самом деле.

М.О. СКАЗКА. Это тоже произведение, в котором РАС- СКАЗ - ЫВАЕТСЯ о чем-то...

ДЕТИ. Чего не может быть на самом деле.

М.О. Что обязательно связано с волшебством или...

СЕРЕЖА. Чудом.

НИКА. А в моей-то сказке нету чуда!

М.О. А вот мы прочитаем твою сказку да и посмотрим, есть там чудо или нету, ладно? БАСНЯ

- это такое литературное произведение, в котором... а кто мне скажет, что такое басня?

ДИМА. Это поучительный рассказ.

М.О. Это поучительный рассказ. Но только чем он похож на сказку?

МАША. Там участвуют животные. Или вещи.

М.О. А чем тогда басня от сказки отличается?

ОЛЕГ. Эти говорящие животные или... да все, что угодно... с ними происходит то же самое, что с людьми. В более частом случае.

М.О. Да. То, что там говорящие животные, вовсе не является волшебством или чудом. А для чего вот в басне не люди действуют, а говорящие животные?

МАША. Чтобы интереснее было.

СЕРЕЖА. Сказочнее.

М.О. Чтобы показать, что это заслуживает нашего внимания! Сказка призывается автором на помощь, чтобы какое-то событие показать как очень интересное. Кому интересны поучения? Правда?

Но мы с вами еще одно словечко нашли... Я вам в прошлый раз назвала слово - ПРИТЧА. Что такое притча?

ОЛЕГ. Короткая басня. Там персонажи являются самыми нормальными людьми.

М.О. Там нет говорящих животных, а просто рассказывается какая-то жизненная история. Забавная, с поучительным выводом.

Ну что ж... поскольку у Ники возникли вопросы о басне, сказке и рассказе, давайте послушаем, что он написал. И попробуем определить, Ника, что у тебя получилось? Басня, сказка, а может быть, притча?

НИКА. ВЕРТОЛЕТ И САМОЛЕТ. Была война. Летел вертолет. Он должен был сбросить боеприпасы. Но он сбросил на парашютах белые флажки. А над врагами пролетал самолет. Он должен был сбросить пули на парашютах. Но вместо этого он тоже сбросил белые флажки. Флажки падали без парашютов и упали на автоматы. И автоматы упали, и в руках у солдат оказались белые флажки. А, как вы знаете, белые флажки - это знак “сдаюсь!”. И они помирились.

АНЯ. Это ЯВНО не басня. Но это и не сказка, потому что там нет чудес простых...что-то вроде рассказа... может быть - притча?

ОЛЕГ. А где мораль?

СЕРЕЖА. А мне кажется, что это рассказ. Своеобразный только какой-то...

ОЛЕГ. По-моему, это сказка. Потому что самолет и вертолет... что они думают...

М.О. А где там говорится, что они думают?

ОЛЕГ. А почему они сами сбросили?

М.О. А это никак не подразумевается... там же не видно, кто внутри сидит. Но точно же внутри кто-то сидит! Ника просто описывает ситуацию. Летит вертолет. Но вместо боеприпасов он сбрасывает белые флажки. Летит самолет. Но вместо пуль и бомб он сбрасывает белые флажки.

ОЛЕГ. Кто он?

М.О. Самолет.

ОЛЕГ. Вот я и говорю - почему он? Почему не кто-то другой, кто в нем сидит?

М.О. А... ну, это мы только у автора можем спросить? Почему они сбрасывают белые флажки вместо боеприпасов и пуль?

НИКА. Они дружили. А когда началась война, они не смогли же ездить друг к другу. Они решили сбросить белые флажки, чтобы эти страны опять помирились.

М.О. То есть - это дружелюбная техника мирит враждебные государства. Это уже интересно.

Ника считает, что если все враги покажут друг другу белые флажки, то и войны не будет. Посмотрите, когда Ника говорит... делает дополнение к своему произведению, говорит, что самолет и вертолет дружили и не захотели воевать и помирили враждующих людей, появляется...

ОЛЕГ. Сказка.

М.О. Так в этом произведении Ники есть какое-то чудо? Или нет никакого чуда?

ДИМА. Есть.

М.О. В чем это чудо?

АНЯ. Самолет и вертолет дружат.

СЕРЕЖА. Мне кажется, когда дружит техника - это можно назвать фантастикой.

НИКА. Да. Сказка, рассказ, басня, притча, а еще, кажется, есть фантастика.

М.О. Ну что ж... давайте попробуем теперь собрать все это...

НИКА. В кучку.

М.О. Ведь вот Ника рассказал нам о дружбе этой техники, вертолета и самолета, но ведь в самом-то произведении этого нет... это он сейчас нам это все говорит, а само произведение заставляет нас только подразумевать: может быть, так было. Меня интересует, что там за чудо. Вот даже если не принимать во внимание дружественную друг другу технику... вообще, вам понравилась сказка? Есть там что-то интересное?

АНЯ. Самое интересное в том, что люди помирились. Вот они не могли сами помириться, а техника помогла.

М.О. То есть смотрите - что делает Ника? Ника находит - я попробую сформулировать, если я не права, вы меня поправите, - Ника находит неожиданный и очень яркий ход для того, чтобы показать, как можно помириться. Вот скажите - есть здесь что-то от басни?

АНЯ. Есть люди, допустим, двое знакомых, они поссорились... и у каждого есть возможность их помирить.

СЕРЕЖА. Тут говорится, что не надо ссориться.

М.О. Есть какая-то мораль? Хотя и неявная, но все-таки напрашивающаяся...

СЕРЕЖА. Да. Она - внутри. В самом рассказе. Есть что-то от басни.

М.О. Да... и басня... и не совсем басня... есть же там элемент настоящего чуда. Нашего удивления и радости. Вот тот ход, который придумывает Ника.

ДИМА. (саркастически) Ага. Америка вместо бомб сбросит на Ирак белые флажки. И они помирятся! Конечно. Разумеется.

М.О. Так мы же и говорим о чуде! Ника говорит нам: вот было бы славно, если бы люди научились мириться! При помощи...взаимных подарков... а вообще, можно представить такую ситуацию, что два человека враждуют, и кто-то третий решает их помирить и заставляет их предстать друг перед другом с самой наилучшей стороны! Чтобы враги сделали подарки какие-то друг другу... похвалили бы искренне друг друга... или, по крайней мере, разоружились бы друг перед другом...

АНЯ. Так обычно и бывает!

М.О. Ну... и что же у нас получилось-то? Рассказ, сказка, притча или басня? То, что от басни что-то есть, мы увидели. То, что от сказки что-то есть, мы тоже увидели. Но все-таки по ЖАНРУ, по форме - к чему то, что написал Ника, оказалось ближе?

ДЕТИ. (дружно) К басне!

ОЛЕГ. А я считаю, к сказке. Потому что мораль там вовсе не на виду!

М.О. Без сомнения... трудно сказать точно. Но во всяком случае у нас уже есть некий ключик, чтобы определить, в каком жанре, в какой форме написано то или иное произведение.

АНЯ. А почему мы не спросим у Ники?

М.О. Ника, ты можешь нам ответить, что ты написал, - рассказ, басню или сказку?

НИКА. Я как-то об этом не думал.

АНЯ. А сейчас как думаешь?

НИКА. Среднее что-то.

М.О. Может быть. Вот ведь - удивительное дело: когда мы с вами создаем свои произведения, мы мало задумываемся, в каком жанре мы пишем, тем не менее к чему-то все-таки наше произведение тяготеет. Но зато как здорово и интересно чувствовать, что там голос подает!

ОЛЕГ. У меня есть видеокассета - на ней написаны чуть ли не все жанры кино!

М.О. Дескать - это и такое, и такое, и вот такое. А сейчас я вам еще прочитаю одно произведение - Сережино. И мы с вами тоже попробуем понять, что там такое. Вот вам сережино произведение. Только оно... без названия. Как это называется, Сережа? Про ворон.

СЕРЕЖА. Ой, нет, про ворон я не дописал.

М.О. А мне показалось, что это вполне законченное произведение. Такое трагическое грустное повествование. Можно прочитать? Как оно называется?

СЕРЕЖА. Не знаю. Я думал, напишу- потом назову. А потом оно мне не понравилось.

НИКА. Сказка без названия.

М.О. Мы сможем сказать Сереже - закончено оно или нет. У нас уже есть такой опыт. Помните, мы машину сказку читали, и у нас тоже возник вопрос, закончено или нет. Итак, послушайте.

“Жили-были три вороны. Карл, Карлота и их сын Карлоша. Жили они счастливо, ни в чем себе не отказывали, но однажды прохладным осенним утром прилетела сорока-белобока и принесла вот какую весть: надо держаться всем птицам в гнездах, потому что ястреб прилетел к нам в края. Все птицы испуганно попрятались по гнездам, матери спрятали своих детей очень глубоко в деревья. Когда все успокоилось, Карлоша вылетел из гнезда, хотел показать, насколько он смел. Но тут его схватили железные когти и унесли в горы. Отец Карл собрался в поход за сыном, но нашел лишь кучку черных перьев.”

Вот. И как - закончена она?

ДЕТИ. Да!

М.О. А по жанру? К чему ближе всего это произведение?

НИКА. К басне, мне кажется.

ДИМА. К сказке.

НИКА. Мне кажется, к басне. Потому что там есть вывод. Не надо выходить слишком смелым, когда тебя могут схватить, и ты все равно не покажешься смелым.

М.О. Ага. Ну тогда... раз уж у нас пошла такая песня, я расскажу вам одну древнюю легенду.

У одного царя родился страшно уродливый сын. У него было тело человека, а голова быка. И при этом он был страшно кровожадный. Он не мог питаться ничем, кроме человеческого мяса и крови. Испуганный этим несчастьем и желая скрыть свой позор, царь Минос - а царя этого звали Минос - велел построить мастеру Дедалу подземный дворец-лабиринт, куда и заточил это чудовище, которое назвали Минотавром. Мастер Дедал построил лабиринт, но, чтобы никто-никто не узнал о его позоре, царь Минос решил навсегда заключить Дедала в высокой башне. Он схватил Дедала и его сына Икара и бросил их в эту башню. Там им предстояло провести всю оставшуюся жизнь. Но - более того! - Дедал не был уверен, что Минос не решится в конце концов все-таки убить его. И вот Дедал - а он был великий мастер, великий ученый - придумал сделать крылья. И он сделал их из птичьих перьев, скрепленных воском. И вот настал тот день, когда, прикрепив себе крылья, Икар и Дедал взмыли в воздух. Но перед тем, как полететь, Дедал приказал Икару не подниматься слишком высоко к солнцу. И Икар обещал ему это. И вот, когда они уже полетели, Икару захотелось подняться высоко-высоко к солнцу. Он действительно был отважный юноша. Смелый. Ему так хотелось проверить, насколько горячо солнце! Икар поднялся к самому солнцу, солнце растопило воск крыльев, Икар упал в море. И утонул. Вот такая легенда. И я не зря ее вам рассказала. Мне кажется, то, что написал Сережа, чем-то соприкасается с этой древней легендой. Какой мы можем сделать вывод? Если здесь какой-то басенный тип у нас.

СЕРЕЖА. Мне кажется, тем похоже, что этот Икар... он тоже, как вороненок Карлоша, хотел показать себя очень смелым. И погибает.

М.О. Причем он ведь заранее это знает - что маленький вороненок не может справиться с ястребом. И Икар, наверное, тоже знал, что в конце концов солнце растопит воск. Но все равно они стремятся к опасности. Любят опасность, да? Испытывают ее до конца. И хотя все заканчивается вот так - очень плохо... и отец находит вместо вороненка кучку перьев... и Икар тонет в морских волнах... но как-то вот не хочется делать вывод - “Ребята, не будьте смелыми! не будьте отважными, а то вас постигнет, как Ниночка говорит, та же участь”, правда? Какое-то чувство... есть у нас чувство сожаления, сострадания? То есть если бы не было людей и зверей, которые могут рисковать... ведь смотрите, Дедал же тоже рисковал, когда пустился в опасный путь. Он вступил в поединок с царем Миносом. Жалко Икара. Жалко Карлошу. Но все-таки... вывод о том, что “ ребята, не будьте смелыми и отважными и никогда не рискуйте” как-то не идет у нас. Тут другой, вероятно, вывод. Даже не предостережение. Скажите, а зачем вообще рассказывают о геройских подвигах, даже если они заканчиваются трагически? Даже если герои гибнут?

ОЛЕГ. Но вывод-то на самом деле другой!

М.О. Какой?

ОЛЕГ. Быть смелым - это вовсе не значит нарочно искать себе неприятности.

ДЕТИ дружно поддерживают Олега.

М.О. Может быть. Но. Мы говорим с вами сейчас о жанрах - о басне, рассказе и сказке. Так вот это - что? Басня, рассказ или сказка?

НИКА. Мне кажется, басня.

ДИМА. Миф.

М.О. Миф? Вот интересно! Мы же еще знаем... правда, про миф нельзя сказать, что это литературный жанр. Смотрите, мы говорили с вами - у сказки свой мир, свое пространство... мы видели сказочный мир и рисовали его. У рассказа тоже свой мир и свое пространство. И у басни свое пространство. И у мифа тоже свое пространство. И пространству сказки, рассказа и басни и мифа соответствует свое сказочное, “рассказовое”, басенное и мифическое время. И всем этим пространству и времени соотвествуют свои особые герои. Но иногда... и чаще всего так и бывает в наших произведениях... эти пространства, времена и герои начинают... общаться друг с другом, встречаться, переплетаться, перекликаться... и мы слышим эту перекличку.

Так вот. Сейчас я прочитаю вам еще одно произведение Сережи. Оно этого стоит. Сережа написал две вещицы, которые могут быть удостоены нашего благосклонного внимания. Тут он уже дал название - СМЕЛЫЙ ПАУЧОК.

“Жила-была в одном лесу семья паучков. Папа, мама и их единственный сын Ползунчик. Когда наступило лето, всем жучкам и паучкам было хорошо. Но в июле вдруг началась засуха. Дня через два уже нечего было есть. В тот же день состоялось собрание, на котором выбирали самого смелого жучка, чтобы он пошел в соседний лес посмотреть, нет ли там такой же засухи. Но никто не соглашался идти туда, потому что нужно было преодолеть поле с дикими воронами, бурный ручей и черное поле. Его так назвали, потому что там сильно пекло солнце, хуже, чем на солнцепеке. Там никто не жил.

На следующий день паучок подумал: “Что если я пойду в другой лес и узнаю, что там? Наверное, там очень интересно”. Он подошел к маме и папе и говорит: “Папуля, мамуля, отпустите меня в тот лес!”. Но какие родители отпустят своего единственного ребенка! Но Ползунчик не отступался. И умолял отпустить его. Родители все-таки согласились. Мама дала ему сочный свежий кленовый листок, чтобы он укрылся им от ворон и от жары.

Когда Ползунчик дошел до поля с воронами, он заметил, что кленового листочка уже нет, он съел его по дороге. Ползунчик было пошел домой, но пришли в лес девушки по грибы. А с ними были собачка по имени Жучка. Жучка была такая озорная собака, что гоняла всех ворон, пока они не улетели в другой лес. Наш друг недолго думая перебежал через это поле.

На следующий день он хорошо отоспался под сухим листиком и пошел к бурному ручью. Когда он подошел к нему, то ему стало казаться, что это не ручей, а целая река. Вдруг он увидел сухой колосок, который перекинулся через этот ручей, и пошел по нему. Когда Ползунчик вышел на середину соломки, она обломилась, и паучок упал в воду. Тут, откуда ни возьмись, появились водомеры, маленькие насекомые, которые скользят по поверхности воды, как на лыжах. Они подхватили Ползунчика и выбросили на берег. Ползунчик поблагодарил водомеров и пошел дальше.

На следующий день Ползунчик кое-как добрался до черного поля. У него не было, чем закрыться от пекущего солнца. Вдруг он увидел огромного жука-броненосца, который был измучен жаждой. Ползунчик попросил его: “Закрой меня от солнца!”. Но Жук отказал ему. Он говорит: “Я и так устал. Пить охота. А ты еще просишь закрыть тебя от солнца!”. Тут Ползунчик заметил, что у него на усике была капелька от ручья. Он дал ее жуку. Жук ее выпил и с радостью перевез Ползунчика через черное поле. Ползунчик сказал “спасибо” жуку и отправился дальше.

Когда Ползунчик оказался в лесу, он ужасно обрадовался. Там были сочные листья, мало птиц, зеленая сочная трава. Когда Ползунчик сделал домик, где он будет жить, то сразу же написал письмо, что в этом лесу так прекрасно, так красиво и хорошо, отдал письмо стрекозе-почтальону и сказал, чтобы она перевела всех по безопасному месту в этот лес”.

Ну, какая же связь между первой сказкой и второй?

НИКА. В первой сказке герой умирает... паучку помогали, а вороненку не помогали. Поэтому паучок находит лес, а вороненок гибнет.

М.О. В первой сказке шла речь о безрассудной храбрости, которая кончается трагически. Поступок вороненка кончился трагически и пользы никому не принес. А здесь - что?

ОЛЕГ. Пользу приносит.

М.О. Человек, тоже очень храбрый, совершает смелый поступок...

ОЛЕГ. По-моему, не человек, а все-таки паучок!

М.О. Извините... конечно же, паучок совершает храбрый поступок, но - обдуманно. Теперь можно сказать, что обе сказки, особенно если их рассматривать рядом, вместе, очень поучительны?

ОЛЕГ. Да.

М.О. Как сказал один киногерой - “Поучайте лучше ваших паучат!”.

(с м е х)

ДЕТИ. Это Буратино так сказал. В фильме. Когда его пауки учили уму-разуму.

М.О. Ну да. Так вот, у Сережи очень поучительная сказка про вороненка и паучка. Но посмотрите, как интересно его замысел развивался! Помните, что он сказал? Он сказал, что он считает первую сказку неудачной, и бросил ее, написал другую, но тем не менее, в какой удивительной перекличке обе сказки находятся. Так все-таки по жанру - это сказки, басни или рассказы?

ОЛЕГ. Сказкобасни.

АНЯ. Легенды.

ДЕТИ. Басни... Сказки...

НИКА. Давайте проголосуем!

М.О. Такие вещи голосованием не решаются! К счастью.

СЕРЕЖА. А вообще-то я думал назвать это “ Легенда о смелом паучке”.

(обрыв записи)

ПОСЛЕ ПЕРЕРЫВА

М.О. Что же такое - Чудо?

НИКА. То, что не может произойти, но происходит.

ОЛЕГ. Можно пример? Как в сказке “Цветик-семицветик”. Ваза упала, а потом произошло чудо - она собралась и поставилась на шкаф.

М.О. Да... чудо - это не только то, что происходит в результате волшебства и колдовства, но что-то такое... можно сказать - “ из ряда вон выходящее”, просто что-то очень необычное...кажется, что этого не может быть, но это - есть! И очень часто чудеса можно объяснить далеко не - сейчас еще одно словечко скажу - ФАНТАСТИЧЕСКИМИ причинами.

Тогда, что ж такое фантастика?

АЛЕША. Фантастический - это который никогда не был.

ОЛЕГ. То, чего никогда не было и вряд ли может быть... вроде предсказания...такого никогда не было и скорей всего не будет, но оно... очень даже могло быть в другом пространстве-времени...

СЕРЕЖА. Я думаю, фантастикой можно назвать только машину. Которая опережает наше время.

М.О. А если не машину?

СЕРЕЖА. Ну... например, “Гремлины” мы смотрели... тоже считается фантастика, потому что гремлинов не существует.

М.О. Можно ли сказать, что фантастика - это то, что ПРИДУМАНО? Чего не существует на самом деле, но что выдумывается человеком? Но иногда фантастические вещи...

ОЛЕГ. Сбываются.

М.О. Да! Те, кто читают много фантастической литературы, могут обнаружить, что иногда фантасты такое придумывают, что потом настолько нравится людям, что они берут и эту выдумку осуществляют на самом деле! Так, например, появились подводные лодки, телевизоры, самолеты...

ОЛЕГ. Самый известный из таких писателей-фантастов - это Жюль Верн.

СВЕТА. Я сейчас читаю книжку “ 20 тысяч лье под водой”.

М.О. То есть смотрите, какая интересная есть у литературы еще возможность! Писатель может придумать и описать такое, что ученые заинтересуются и это осуществят! Фантастика- это то, что придумывает человек. Вымысел. То, что придумано.

ОЛЕГ. А сказку, что ли, никто не вымышляет? Просто взял и написал?

М.О. А! Можно ли сказать, что в сказке есть фантастика?

ОЛЕГ. Ну да... если он ее не выдумал, то - что? Списал у кого-нибудь, что ли?

ДИМА. Фантастика - это обычно что-то современное. А сказочное - это обычно что-то древнее.

М.О. Но можно ли сказать, что в сказке тоже нафантазировано что-то?

ДЕТИ. Конечно... можно...

ОЛЕГ. И в любом рассказе - тоже.

Дети бурно возражают... потом - возгласы недоумения... сомнения...

М.О. У! Ребята! Как интересно! Ведь и в рассказе можно все нафантазировать! Вообще - все. От начала до конца. Можно ли сказать, что любое произведение литературы... любое словесное произведение чаще всего построено на вымысле? На фантазировании нашем, на нашей фантазии?

ДЕТИ. Да.

М.О. Хотя можно написать рассказ о том, что действительно было! Описать случай из жизни. А можно все придумать.

ОЛЕГ. По-моему, фантастика - это когда писатель придумал одну деталь. И все остальные писатели уже повторяют. Почему почти во всех фантастических книгах появляются, допустим, роботы? Вот кто-то один раз придумал роботов... потом почему-то все стали писать о роботах!

М.О. Помните, мы с вами говорили про “копилочку”? То, что придумано кем-то и описано, попадает в эту копилочку.

СЕРЕЖА. (показывает на компьютер) Вот она, копилочка.

М.О. Да. (показывает на телевизор, на полку с книгами) И это копилочка, и это копилочка. И мы можем пользоваться тем, что там есть.

ОЛЕГ. Читаешь фантастику... последнее время - все одно и то же. Словно берется все содержимое копилки, только все время переставляется как-то по-другому.

М.О. Вот так. Оказывается, можно придумать, нафантазировать что-то такое, что очень похоже на реальную жизнь. И тогда мы говорим, человек придумал рассказ. Можно придумать что-то такое, что напоминает нам жизнь древнюю с привычными сказочными героями. И мы говорим тогда о сказке. Можно ведь и в басне фантазировать. Это происходит с нами постоянно...

ОЛЕГ. Идея! Для сказки есть своя копилка. Для басни - своя. Для рассказа - своя. И каждый раз, когда хотят писать произведение, берут то из одной копилки, то из другой. И - фантазируют.

М.О. (с возгласом радостного изумления) И как тогда называется такая копилочка, про которую ты говоришь?

ОЛЕГ. ЖАНР!!!

М.О. Совершенно верно! Великолепно! Вот, оказывается, ЧТО ТАКОЕ ЖАНР! Это такая особенная копилочка, куда складываются способы разные, герои, места и все, что в этом смысле накоплено.

Но меня беспокоит... вопрос о чудесах. Мы с вами поняли, что чудеса чудесам - рознь. Бывают чудеса волшебные и колдовские. А бывают такие чудеса, которые ни волшебными, ни колдовскими не назовешь. Щенок, Верочка говорила, необычайной красоты. Все говорят - чудо! Или вырастает необычный цветок. Да мало ли что может в жизни случиться, про что мы говорим - вот чудо! Обыкновенное чудо. Встреча с этим чудом тоже напоминает сказку, а ведь смотрите - мы с вами показывали много раз, как возникает встреча со сказкой. Мы видели, что можно нам самим в сказку попасть, перейдя какую-то границу. Или сказочные герои могут к нам попасть, перейдя какую-то границу. А могут вообще сказочный и наш мир перемешиваться так, что мы и границы не чувствуем. И нам кажется, что сказка вокруг нас, мы погружены в это мир... вернее, так - наша жизнь и жизнь сказочная... дайте мне образ!

ДИМА. Пересекаются.

М.О. Да... или - точнее... взять и... О! Кофе с молоком! Если налить молоко в кофе, то получится и не молоко и не кофе. Но что-то очень красивое и вкусное. Давайте посмотрим, как возникает встреча человека с ОБЫКНОВЕННЫМ ЧУДОМ. Я прочитаю вам два рассказа. замечательного мастера, которого зовут - Виктор Драгунский.

(читает рассказы В.Драгунского “Он живой и светится”, “Красный шарик в синем небе”)

 

 

 
 

 

pl2.jpg (14182 bytes)

 

КОНЕЦ ЗАНЯТИЯ.

 

 

  

Редактор - Сергей Ятмасов ©1999