Новости | Писатели | Художники | Студия | Семинар | Лицей | КЛФ | Гости | Ссылки | E@mail |
|
Татьяна ИЛЬЮШЕНКО
ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА
предисловие к альбому
Мир соткан из мгновений, как полотно художника из точных и ясных мазков, как кинолента из отдельных кадров. Веками человек в мучительном стремлении к совершенству пытается найти закономерность в череде вещей, явлений и событий, ищет способ остановить мгновенье, запечатлеть отдельные фрагменты течения времени. Человечество изобрело язык, письменность, живопись, фотографию и кинематограф, видео и аудиозапись. Чем выше и сложнее технологии, тем более точно соответствует реальности остановленное мгновение. Передаются не только внешний образ и звучание, передастся тонкие токи, не поддающиеся словесному описанию - настроение, чувство, движение мысли. Технология реализма захватила мир. И мы получаем в руки уникальный инструмент, дающий возможность многократного прочтения прошлого ради недопущения новых непоправимых ошибок. Такова, вероятно, технология реализма. И тем более – “гиперреализма”, как со свойственной ему иронией определяет свой стиль художник Виктор Бахтин, виртуоз экологически чистого жанра в живописи.
Виктор родился в сибирском городе Красноярске в 1951 году. По отцовской линии продолжает старинный дворянский род, по материнской крестьянский. природа и искусство с ранних лет были предметами его интереса и восхищения В детстве Виктор мечтал стать скрипачом, но травма, полученная при падении со скалы, помешала осуществить мечту, и он стал художником, книжным графиком, закончив впоследствии московский полиграфический институт. Им проиллюстрировано более семидесяти книг и приобретена репутация одного из ведущих книжных графиков Сибири. Явлением, знаменующим перемену в его жизни, стала “Красная книга Красноярского края”, которой отдано около десяти лет работы и жизни. Желание увидеть всех птиц и зверей собственными глазами привело Виктора к участию в многочисленных научных экспедициях, где он встретился с Джорджем Арчибальдом – директором международного журавлиного фонда (США), финансирующего программы оказания помощи журавлиному племени – удивительно красивым птицам, исчезающим с лица земли и потому нуждающимся в защите. Угрожающее положение западносибирской популяции белых журавлей - вот та причина, что привела Джорджа в Россию. Масштабность и благородство этой деятельности не могли не произвести впечатления на Виктора. Они с Джорджем стали друзьями, и никто иной, как Джордж оказался тем человеком, которому суждено было подвигнуть художника-иллюстратора, профессионала в оформлении книг на новое для него дело: живопись. По словам самого Виктора, это произошло так: “как-то раз Джордж спросил меня: "Почему бы тебе не попробовать писать картины о природе?" Я был графиком и никогда живописью всерьез не занимался. Но я попробовал.” Конечно, Виктор несколько упрощает ситуацию, несомненно, он сам давно испытывал подсознательное стремление к перемене творческой направленности, ему хотелось свести воедино художника и человека в себе самом. Так что совет Джорджа пал, как говорится, на благодатную почву, а результат изменил всю дальнейшую жизнь Виктора. С 1994 года он работает в США, штат Висконсин. В марте 1995 года был назван ведущим художником-анималистом штата, а союз художников графства Саук избрал Виктора своим почетным членом. Сейчас его картины есть в Швеции, Голландии, Испании, Англии, Южной Африке, Японии и Америке - в музея и частных собраниях. Поклонников Бахтина привлекает не только содержание его работ, но и сложнейшая живописная техника воспроизведения мельчайших деталей, недоступная порой самому совершенному объективу. “Для меня нет вымысла, сравнимого с реально удивительным”, – говорит Виктор он уверен, что наконец-то занимается тем, что ему предназначено. И действительно, счастливое сочетание природных дарований и способности к последовательным действиям для достижения цели привели его в ту точку времени и пространства, в которой начался новый виток судьбы. Виктор – серьезный художник и несерьезный человек. Чувство юмора позволяет ему не впасть в фанатичное старательство (что было бы неудивительно при такой сложной живописной технике, которой он мастерски пользуется и постоянно совершенствует), ни в экологический экстремизм, ни в схимничество или гусарство. Хотя иной раз он не прочь примерить на себя какую-нибудь маску. Извечный комплекс русского интеллигента – больная совесть – заставляет его принимать на себя ответственность за многочисленные грехи человечества. Чувство жалости к прекрасным созданиям природы, которые столь беззащитны перед наступлением равнодушной цивилизации, оказывается продуктивным, реализуясь на живописных полотнах в трогательных образах пернатых и пушистых героев. В картинах Виктора нет обличительного пафоса. Он склонен и прощать, и просить прощения, и сожалеть. Его реализм приближается к сентиментальности, но все то же замечательное чувство юмора удерживает от бесплодного оплакивания природы и призывов к таковому. Картины его взывают не к отмщению, но к разуму, пробуждают в человеке добрые чувства. Мир, увиденный его глазами, безлюден, но не бездуховен. Пейзажи прекрасны в своей самодостаточности и населены одушевленными божьими тварями, не нарушающими общей гармонии и совершенства. Было сказано: “Дни человека, как трава, как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его” (Псалтырь , 103) . Непременным условием для себя Виктор считает принцип изображать то, что увидено собственными глазами. Он ищет своих героев, странствуя по свету. Быть может, им движет какой-то древний инстинкт перелетной птицы, летящей по звездной карте – через океан, от дома – в теплые края, землю обетованную. Интересно в связи с этим вспомнить, что лет шестнадцать назад Виктор пережил серьезное увлечение дельтапланеризмом, даже сам построил летательный аппарат. Ему хотелось научиться летать и это тоже знаменательно. Судьба и тогда искушала его крыльями Зачастую работы Виктора представляют собой прозрачные жанровые сцены, журавлиные пасторали и звериные идиллии. Но все чаще содержание его картин становится более глубоким, художник выходит на уровень философских обобщений, раздумий о прошлом и будущем, о вечном и преходящем. На картине, давшей название календарю, – последняя пара белых журавлей-стерхов, гнездящихся где-то в болотах Западной Сибири. Чувство, вызываемое трагическими фигурами птиц и этим выморочным щемяще красивым пейзажем, непонятным образом все же оставляет надежду, что удивительный талант русского художника Виктора Бахтина сможет реально способствовать перевесу светлой созидающей силы в вечной борьбе добра и зла.
А. Кедринский, автор проекта: |
|
Редактор - Сергей Ятмасов ©1999 | |||||||