| Игорь ПЕТЕЛИН КВАЗИФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ рассказ "Зачем живёт человек?", - задать этот вопрос мог только величайший гений злодейства. И вот уже мудрецы, смешавшись с глупцами, роются в душах, как в куче отбросов, пытаясь не то, чтобы найти на него ответ, но хотя бы немного приблизиться к разгадке величайшей тайны бытия или высказать своё, совершенно отличное от других, как можно более оригинальное предположение. Окружающий нас мир абсолютно нелогичен и искусственен. Он напоминает лабораторию сумасшедшего учёного, который, не в силах справиться со своим безумным творческим порывом, ставит и ставит всё более изуверские эксперименты над всем, что попадается ему под руку в маниакальном стремлении постичь своим больным разумом законы существующей помимо его воли природы, придумать еще что-то такое, чего до сих пор не смог придумать никто. Он стремиться постичь и простейший микроорганизм и бога, докопаться до сущности всего происходящего не понимая, что и камень и река и человек существуют не для того, чтобы их постигать. Чей-то творческий порыв создал всё. Человек - часть этого "всего" и в момент создания, возможно совершенно случайно, он получил искорку этого стремления создавать, творить, докапываться до истоков. И это не хорошо и не плохо, просто так есть. Творчество - это стремление создавать что-то, без чего не погибнет мир. То есть занятие божественное, но совершенно никчёмное и недоступное пониманию. Зачем бог создал мир? А зачем писатель написал роман, скульптор высек из камня статую, а композитор сочинил сонату?.. Ни зачем! Просто они не могли этого не делать. Удовлетворение своего "эго", попытка при всеобщем равенстве хоть в чём-то выделиться, стать выше других - вот основная, а может быть и единственная причина творческих порывов. А значит любой творец, являющийся для всего человечества недосягаемым примером высоты духа, по сути - эгоист и существо, разрушающее породившее и воспитавшее его сообщество. Созидающий разрушитель, симулирующий божественность представитель далеко не самой светлой стороны бытия - вот кем является творческий человек в мире людей. Но вырви его из этого мира, оставь одного наедине с желанием и возможностью создавать и творец станет богом? Он выше всех, потому что никого больше нет, он всесилен, так как ему никто не противодействует. Он делает, что хочет, трансформирует созданное им самим же, но удовлетворит ли его подобное существование? Если это творец - человек, то наверняка, нет. Бог обходится без зрителей, человеку же нужен заполненный до отказа зал, в котором есть хоть несколько почитателей его таланта. - Я создаю не для себя, я создаю для вас, - лицемерно утверждает творец - человек. - Я бескорыстно делюсь с вами своими творениями... И зал вторит ему: - …Для нас… Бескорыстно… - Вы можете меня убить, только оставьте жить мои творения, - захлебывается творец - человек. - …Убить… Оставить жить…, - повторяет зомбированный зал. И творец умирает, и благодарные потомки помнят его и боготворят его творения. Но что есть интересы сообщества в сравнении со стремлением отдельно взятой человеческой натуры приблизиться к божественному, стать даже не наместником бога, а ИМ самим на земле. О, эти сладостные минуты озарения, о не сравнимое ни с чем ощущение проникновения в суть вещей и явлений. Ты даже не летишь - ты паришь бестелесной субстанцией над всем сущим… А если вовремя не остановиться, то можно и не вернуться назад. И тогда смерть, сумасшествие, мрак. К счастью, позывы нашего тела настолько сильны, что даже самые творческие люди не могут с ними справиться. Боль, голод, холод, зной, жажда, усталость... как много того, что грубо прерывает творческое озарение и неизбежно возвращает человека обратно на землю. Но однажды воспаривший, ощутивший божественные вибрации в своей душе уже врятли откажется от новых попыток возвратиться на небеса. Как алкоголик или наркоман, он уже не в силах бороться со своей пагубной страстью. Не излечиться, ни отказаться нет возможности. Это дорога в один конец, причём начало её лежит на земле, а уходит она в небеса. Дошедшие до конца, уже не возвращаются, и никто не знает что там. Так как же быть с тем, кто думает не только о хлебе насущном, кто стремиться в дали, в которых грубая человеческая натура так же чужда, как рыба в небесах или бабочка в раскалённом горне. Гнать его, сторониться его, бить и мучить его? ДА, потому, что он посмел возжелать возвыситься над себе подобными и попытался приблизиться к богу, потому, что в угоду своим эгоистическим устремлениям он попытался разрушить созданное не им устройство мира. Или может быть возносить его ещё выше, поклоняться ему и боготворить его? ДА, ведь он открывает дорогу в небеса и говорит о грехах человеческих. Погибая сам, он ведёт человечество вперед или, по крайней мере, не даёт ему отступить назад, погрязнуть в злобе и грехе. Так уж устроен мир, что творец всегда будет бит и будет вознесён… Открывающего глаза ослепят, указывающему путь отрубят руку, а идущего впереди лишат ног... Но покуда люди таковы, каковы они есть, будут они идти за творцами и слушать их и обманываться в них и верить в них, потому что способность к творчеству есть великий дар, преподнесенный человеку. |