Новости | Писатели | Художники | Студия | Семинар | Лицей | КЛФ | Гости | Ссылки | E@mail
 

 

 

 

 

 

 

 

Марина САВИННЫХ

 

И ВНОВЬ – САДЫ ЛИЦЕЯ...

 

 

В НАЧАЛЕ – ШКОЛА

Должно быть, нет человека, который хотя бы раз в жизни не испытал тяги к чистому листу бумаги – написать на нем свое слово, сказать миру о себе сказаться... К.И. Чуковский утверждал, что каждый маленький ребенок – гениальный лингвист и писатель, великий умственный труженик. Возраст словесной гениальности – от двух до пяти. Но потом гениальность куда-то исчезает. И лишь единицы из миллионов детей – чудом! – сохраняют способность говорить свое по-своему, свежо и неповторимо. Остальные, однажды испытав тоску несказанности, не возвращаются к попыткам сочинять, ищут себя в другом. Наверное, это правильно. Ведь если бы каждый оставался "вечным ребенком" – поэтом,

... тогда б не мог
И мир существовать: никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни,
Все предались бы вольному искусству.

Все это так. Но верно и другое – не было бы у России Пушкина, если бы не было Царского Села, круга друзей, первых читателей и критиков. Даже самое могучее дарование сохраняется и развивается там, где есть для него воздух, где веет и говорит с молодым автором неповторимый ДУХ ВРЕМЕНИ, воплощенный в поддерживающих его и спорящих с ним голосах. Может быть, только одаренность – характеристика одного человека, а гениальность – всегда проявление некоего МЫ, которое с наибольшей полнотой выражает себя в творчестве одного из многих? И чем "объемнее" это МЫ – тем гений ярче и сильнее?

Тяжкая болевая точка наших дней – редеющие и мельчающие возможности подлинного культурного общения. Распадаются "связи времен". Мы слишком часто говорим "на разных языках". И что из того, что вечны Пушкин и Шекспир, Данте и Гоголь, если некому воскликнуть – "над вымыслом слезами обольюсь!"?! Связующая сила искусства нуждается в постоянной "подпитке", она выдыхается, если книги без движения стоят на библиотечных полках, не служат своей главной цели – способствовать взаимопониманию людей, поколений, наций, делать человечество целым!

Не существует музыки без уха, способного ее слышать. Не существует живописи без глаза, способного уловить тончайшую игру цвета. Не существует литературы без читателя, способного беседовать с нею. Талантливые слушатели, зрители, читатели – это и есть мир, в котором расцветает талант художника. Как, впрочем, и дар философа, литературоведа, оратора ... Этот мир, как показывает опыт, не возникает сам собой. Изначально – это всегда Школа. Афинская Школа... Платоновская Академия во Флоренции... Царскосельский Лицей в России... В начале школа, а позже – кругами по воде – долгое и широкое культурное влияние.

Хранить и развивать культуру – единая задача. Приобщиться к вечному – и не раствориться в нем, сохранить свой единственный голос. Услышать мир прошлого и настоящего как неумолкающую перекличку голосов и – ощутить себя в этой перекличке необходимой нотой. Это и значит – быть и становиться в культуре, быть и становиться самостоятельной личностью, гражданином отечества, человеком человечества.

Такие – или примерно такие – размышления привели нескольких красноярских педагогов и писателей к идее создания школы, которая была бы нацелена на воспитание Читателя-Автора, способного понять чужое слово и выразить свое понимание в слове собственном. Возможно, среди читателей-авторов найдут свое поприще замечательные деятели культуры ХХI века.

 

ДВЕРЬ В МАСТЕРСКУЮ

Конечно, Лицей. Школа, воспитавшая Пушкина, – в качестве высокого образца. Но времена-то совсем другие. И дети другие. И учителя. И экономическая ситуация в стране – не слишком благоприятствует воплощению высоких образцов.

Кто будет учить и учиться в Литературном Лицее? Кто возьмет на себя труд организовать и содержать новое учебное заведение? Не роскошь ли это предосудительная – учинять "лишний рот" на скромный государственный пирог?

Почти три года инициативная группа организаторов Литературного Лицея искала возможности для его создания. Идею сразу поддержал В.П. Астафьев, сколько хватает сил – поддерживает и сейчас. Редколлегия литературного журнала "День и Ночь", уже имеющая немалый опыт работы с детскими произведениями, обратилась с соответствующим предложением сначала к краевой, а затем к администрации города Красноярска. П.И. Пимашков, городской "голова", одобрил инициативу красноярских писателей, хотя с самого начала было очевидно, что весь объем затрат на открытие и обеспечение Лицея городу не поднять. Пришлось искать особый, "промежуточный" вариант.

Прежде всего, стало ясно, что Литературный Лицей открывается для тех детей, которые ХОТЯТ в нем учиться и уже проявили интерес к словесному творчеству. Лицей – не общеобразовательная школа, а учебное заведение ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Дети занимаются в его классах – после уроков. В этом нет ничего необычного. Так устроена, например, любая музыкальная школа. Или – художественное училище. Нет ничего необычного и в том, что часть расходов на содержание учебного заведения покрывается за счет платы за обучение, которую вносят родители учеников. Сразу оговоримся, что на фоне существующих ныне расценок на рынке образовательных услуг, плата за обучение в Лицее предполагается весьма умеренной. Наиболее талантливые ученики, примерно 20% от общего числа учащихся, прежде всего – дети, родители которых не в состоянии оплатить обучение, будут учиться бесплатно, за счет стипендий, выделяемых для этой цели Лицеем из его собственных средств.

Видимо, нет ничего удивительного также и в том, что Лицей согласилась "взять под свое крыло" экспериментальная школа "Универс", знаменитая "команда" Фрумина. Учителям, которые здесь работают, не привыкать к новшествам – при этом 106-я неизменно верна добрым традициям высокого университетского образования. В этом смысле идея Литературного Лицея близка направлению школы "Универс".

 

Чему и как здесь будут учить?

Есть предметы, которые необходимы человеку, интересующемуся миром культурных ценностей, а в общеобразовательной школе они изучаются очень скупо или не изучаются вовсе. В Лицее именно этим предметам отводится основное место – учителя и ученики будут вместе читать и обсуждать произведения русской и мировой художественной литературы, классические литературоведческие и философские работы, труды по культурологии и искусству. Это – введение в гуманитарное знание, фундамент Школы, без которого невозможно войти в Мастерскую.

Мастерская – группа учеников, под руководством профессионального писателя, поэта, критика, философа постигающая "тайны ремесла". В Литературном Лицее со школьниками будут работать известные писатели и деятели культуры. Кроме этого, здесь открывается возможность постоянного общения лицеистов и творческой интеллигенции – встречи за чашкой чая, маленькие концерты, общие праздники...

Строгие "академические часы" и занятия в Мастерских, где учебный процесс построен как свободное общение мастера и учеников – таким видится организаторам учение в Лицее.

 

ЛИЦЕИСТЫ, БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Три ступеньки, три курса – лесенка, по которой будут подниматься лицеисты. Каждый курс включает в себя четыре семестра, два школьных учебных года.

Самые младшие, первокурсники, дети 9 - 11 лет, еще только готовятся к встрече с мастерами. Лицеисты-первокурсники учатся читать и понимать произведение словесного искусства, открывают автора в себе и в другом, учатся вести диалог с товарищами, учителем, книгой, делать свою мысль понятной для других. На занятиях чтения и словесности, первоначальной философии и театра серьезное дело учения переплетается с игрой. Ожидается, что заканчивая первый курс Литературного Лицея, ребенок будет уметь "схватывать" в устном или письменном тексте предмет понимания, общий для всех участников беседы, высказывать свое мнение о прочитанном, оформлять это мнение в слове, в рисунке, в схеме; он будет уметь слышать, понимать и оформлять точку зрения другого, видеть проблему, формулировать вопрос и строить ответ, учитывая способы понимания каждого из товарищей. Помимо этого, он привыкнет к серьезному, глубокому, вдумчивому чтению, поймет, что читать – дело чрезвычайно ответственное, требующее личного участия человека в разговоре с книгой. Такое отношение к своему и чужому слову, которое формируется у лицеистов с первых шагов учения, ставит надежный заслон всякого рода плагиаторству, графоманству, стремлению спрятать отсутствие собственной мысли за набором расхожих штампов.

Второй и третий курсы вводятся сразу, одновременно с первым, поэтому поначалу преемственности с первой ступенькой не получается. Вторая и третья ступень Лицея временно строится как система занятий, поддерживающих школьников средней и старшей школы, которые интересуются литературой и видят себя в будущем студентами гуманитарных вузов. Своеобразное двух - четырехлетнее подготовительное отделение. Углубленное изучение словесности – и Мастерские.

Подросткам, школьникам 12-14 лет, предлагается работа в мастерских лирики, драматургии, фантастико-приключенческого жанра – и занятия по углубленным курсам русской и зарубежной литературы.

И, наконец, будущим абитуриентам вузов, 15-17летним юношам и девушкам, Лицей предоставляет возможность на протяжении двух лет привести в соответствие с вузовскими требованиями свои познания в области русского языка, теории и истории литературы, приобрести практические навыки работы с философскими, литературоведческими, культурологическими текстами, прикоснуться к языковой культуре других славянских народов.

Учащиеся второй и третьей ступени могут выбрать отдельные курсы или Мастерские по своему желанию – или посещать все.

Кто они, лицеисты?

Литературный журнал для семейного чтения "День и Ночь" уже несколько лет собирает, отбирает, публикует стихи, рассказы, эссе, сочинения, сказки школьников; два года назад вышел в свет великолепный том детских произведений "Пегас ворвался в класс" – и вот уже собран новый "Пегас", а поток детских рукописей в редакцию "Дня и Ночи" не иссякает.

Наконец, в прошлом году силами редакции и краевой администрации был проведен детский Краевой Литературный конкурс.

Двести с лишним рукописей рассмотрела конкурсная комиссия. Почти сорок юных авторов вышли в финал. Двадцать пять из них объявлены лауреатами конкурса – дипломантами первой и второй степени в пяти номинациях.

Конкурс показал, во-первых, как сильна у школьников тяга к словесному творчеству и, во-вторых, как много значит в жизни начинающего писать ребенка учитель, способный его понять.

Как поддержать маленького писателя, не сталкивая его в унылые рассуждения про литературу, не разрушая неповторимый мир его собственной словесной стихии, но и не потакая эгоцентризму и самонадеянности, которые так часто свойственны доморощенным гениям? Вовремя поддержать талант и привить человеку устойчивое отвращение к графоманству – вот к чему должен быть готов взрослый, коль скоро ему выпадает труд и счастье работать с маленькими сочинителями, которым чаще всего еще только предстоит открыть в себе ЧИТАТЕЛЕЙ.

Редколлегия "ДиН" все глубже сознает свою миссию не только как миссию просветительскую, общекультурную, но и как литературно-педагогическую – Лицей и журнал связаны теснейшими родственными узами: у лицеистов есть реальное "окошко в мир" – специальные страницы толстого серьезного журнала, "Синяя тетрадь". Организаторы Лицея предполагают, что Лицей будет сотрудничать с периодическими изданиями и издательствами, компьютерной сетью Интернет, мечтают о собственном издательском комплексе...

 

А пока...

26 октября 1998 года Литературный Лицей принял своих первых питомцев – сорок человек от восьми до семнадцати лет.