Новости | Писатели | Художники | Студия | Семинар | Лицей | КЛФ | Гости | Ссылки | E@mail
 

 

 

 

 

 

 

 

Дмитрий ЗАХАРОВ

 

893 слова об Александре Морозове

 

очерк

 

Вообще-то он художник…

По-моему это идеальное начало для рассказа об Александре Сергеевиче. Может быть, правда, несколько тривиальное, но у меня есть два смягчающих обстоятельства: во-первых, идеал всегда тривиален, а во-вторых, что же сделаешь, если это абсолютная правда?

По законам очеркового жанра, теперь следовало бы рассказать, где герой повествования родился, чем жил и какой творческий путь прошел. Но ведь законы созданы для того, чтобы их нарушать (работники юстиции – не поймите меня превратно). Поэтому я отступлю от стандартного стиля изложения и не буду пытаться дать вам свод биографических данных об Александре Морозове или схему понимания его работ. Вместо этого я позволю себе некоторые зарисовки, которые, как мне кажется, что-то говорят об этом человеке…

 

1. Разумное, доброе, вечное.

Живет Александр Сергеевич в Железногорске. Это, знаете ли, такой маленький стотысячный городок, который раньше именовался Красноярском-26. Здесь он преподает в Детской художественной школе - наставляет детей на путь истинный. По стенам студии висят картины самого Александра Сергеевича и его учеников. На столике разместился магнитофон – на нем здесь слушают музыку. Работают, стало быть, и слушают… причем диапазон от отечественной попсы до заокеанской “Металлики”.

 

 

2. Фантастика

Думаю, тем, кто уже ознакомился с картинной галереей, стало понятно, что Александр Сергеевич и фантастика неравнодушны друг к другу. По мере сил и возможностей он собирает книги жанра fantasy, science fiction, horror, плюс то, что не вписывается в эти узкие рамки. Сейчас библиотека Александра Сергеевича насчитывает две-три тысячи экземпляров.

Он рассказывает, что в детстве часто видел сон, в котором кто-то приносил ему стопку перевязанных веревочкой фолиантов. Среди корешков разной толщины и цвета были и знаменитые “виньетки”, а значит, среди них непременно должны были обнаружиться интересные книги…

В действительности с интересными книгами было сложнее. Фантастической литературы было до крайности мало. Александр Сергеевич говорит, что брали любую книгу “с элементами фантастики”. Тем, что удавалось достать, менялись. Существовал даже полулегальный рынок купли-продажи и обмена книг.

А еще в Красноярске имел место быть клуб любителей фантастики. Здесь собирались те, кто читал фантастику, и даже кое-кто из тех, кто ее писал. В частности, молодые писатели Андрей Лазарчук и Леонид Кудрявцев. Позже другой член КЛФа – Александр Сергеевич Морозов станет рисовать иллюстрации к творениям этих граждан, а спустя еще некоторое время Вы получите возможность лицезреть и то, и другое на данном сайте.

 

3. Александр Сергеевич и ТВ.

Александр Сергеевич и телевидение – это почти такая же неразрывная связка, как он же и фантастика. Александр Сергеевич – любит смотреть КВН, “Улицы разбитых фонарей”, “Ночь пожирателей рекламы” и все, что связано с уже поименованной фантастикой, а ТВ любит ему все это показывать. В общем, полная гармония.

А еще Александр Сергеевич хочет нарисовать мультфильм.

 

4. Про компьютер и Internet.

Компьютера у Александра Сергеевича нет. Что очень его угнетает.

А интернет теперь есть. Ну, собственно, не сам интернет, а эта вот страничка. Однако, с чего-то же нужно начинать.

 

5. Автопортреты.

Автопортретов у Александра Сергеевича вагон и маленькая тележка. Все они очень разные, будто бы и не одного человека изображают. На первом – плечи нашего неожиданно бородатого героя отягощает маленький дракон, на другом – Александр Сергеевич ни дать, ни взять прокуратор иудеи всадник Понтий Пилат. А если повнимательнее присмотреться к Волкодаву на иллюстрации к одноименному роману Марии Семеновой, можно заметить очень подозрительное портретное сходство.

 

6. Техника, идея и деталь.

Собственно, про саму технику можно сказать только одно – она не нуждается в комментариях. Здесь Вы сами можете смотреть и восхищаться. Но вот о чем сказать действительно хочется, так это об идее.

Идея, как мне кажется, главное звено произведений Александра Морозова. Здесь он мастер и ас (А. С.). Ширпотребных вещей у него попросту нет. Все проникнуто смыслом: взять хотя бы разорванные кадры кинопленки на иллюстрации к “Мосту Ватерлоо”, катящиеся кости лейберовского “И покатились кости” или песочные часы “Транквилиума”.

А еще можно взглянуть на нарукавники Кощея, силуэт церкви со звездой вместо креста, вязанку чеснока на стене и понять, что деталь у Александра Сергеевича ничем идее не уступает.

 

7. Повод для оптимизма

Если сказать, что Александр Сергеевич оформил много книг, это вряд ли будет правдой. С другой стороны, сказать, что мало, тоже нельзя. С иллюстрациями Александра Морозова увидел свет великолепный роман Святослава Логинова “Многорукий бог далайна”. Им были оформлены книги Муркока и Саймака.

Однако многие рисунки все еще находятся в ожидании лучших времен. Это и подборка иллюстраций к произведениям Андрея Лазарчука и, на мой взгляд, лучшая из обложек к “Волкодаву”, да и много что еще. Очень жаль, что они остаются невостребованными в то время, как с глянцевых обложек любого книжного лотка на нас смотрят картинки импортных авторов. Причем, уверяю Вас, далеко не всегда их пристало выставлять на показ хоть сколько-нибудь многочисленной публики…

Наверное, это грустно. Грустно Александру Сергеевичу, грустно мне, и может быть, Вам. Но теперь все желающие могут видеть работы Александра Морозова – а значит, у нас есть повод для оптимизма.

 

8. Иллюстрации к ненаписанному

Как уже было сказано выше, многие из работ Морозова – иллюстрации к неким произведениям. Многие, да не все.

Например, “Чингисхан”, “Последний”, “К. Бессмертный и Б. Яга” – вещи как бы самостийные. И все же за каждым рисунком стоит целая история. Минимум, рассказ, но скорее, роман. Сам Александр Сергеевич говорит, что его картины – иллюстрации к ненаписанному. Он сам, зачастую, знает биографию героев, или догадывается о ней. А чтобы это знал не только Александр Сергеевич, двое молодых писателей решили написать по его рисунку рассказ.

 

9. Эпилог

“Я скучаю по советскому времени – книг выходило мало и их можно было перечитывать” - говорит Морозов. – Так и напиши”…

А еще он говорит… Однако это бы было уже 894 слово.

 

--------------------------------------------------------------------------------

декабрь 1999г.

 

 

 
 

 

Александр Сергеевич Морозов

 

 

  

Редактор - Сергей Ятмасов ©1999