Новости | Писатели | Художники | Студия | Семинар | Лицей | КЛФ | Гости | Ссылки | E@mail |
|
Дмитрий ЗАХАРОВ
"Большая" литература сейчас напоминает подъезд неподалеку от пивного ларька"
интервью с А.Лазарчуком
Еще недавно Андрей Лазарчук был красноярским автором. Но три года назад перебрался на берега Невы. И теперь, выходит, петербуржец. А еще говорит, что своим себя в Питере не считает. Мол, и в Красноярске не было такого ощущения, хоть и родился там, и вырос... "Я, - объясняет Андрей Лазарчук, - достаточно замкнутый человек". Без Хэмингуэя и Достоевского - Андрей Геннадьевич, неоднократно приходилось слышать от преподавателей гуманитарных факультетов: мол, "настоящие" произведения сейчас не публикуются. Их "настоящие" же писатели складывают в стол. И ждут. Так вот, где, по Вашему мнению, эти столы стоят? И когда "время вынимать камни"? - Полный бред, нет смысла комментировать. Преподаватели абсолютно не в материале. - Но все-таки, что сейчас с нашей отечественной литературой? Мы тут с другом сидели и пытались вспомнить хоть одну фамилию "национального масштаба", появившуюся за последние десять лет. Не вспомнили. Может, Вы поможете нашей памяти? Или поделитесь соображением, куда же писатели подевались. - У меня нет сколько-нибудь связных соображений по этому поводу, просто я вычеркнул бы из вопроса слово "отечественной", а "десять" заменил бы на "сорок". Как-то это связано с востребованностью. Хэмингуэй не прославился бы в сегодняшней Америке, Достоевский не выжил бы в России. С другой стороны, отсутствие Великих Писателей есть симптом того, что общество перестало испытывать нужду в Великих Идеях - то есть большие потрясения нас не ждут. Что само по себе и не плохо. Хотя скучно. - И тут же. Считается, что, скажем, в 70-80-е в музыке были "попса" и "андеграунд". Потом это все перемешалось в единую кашу, и мы ее до сих пор потребляем. В литературе вроде тоже было какое-то деление. А теперь что же, "рок-н-ролл мертв", эпоха "роко-попса"? - Сейчас действительно происходит смешение, переплавка, взаимопроникновение жанров. Вероятно, скоро произойдет новое разделение, кристаллизация. Всему дадут новые имена, и новые поколения критиков будут иметь свой кусок пирожка. - А вообще, вам не кажется, что мы все попали в абсолютный штиль. Писатели воспроизводят сами себя. По кругу. Новый роман Пелевина - повтор. Новый роман Стругацкого (что очень обидно) - повтор… - Вообще-то не по кругу, а по крутой нисходящей спирали... Но предел погружения, безусловно, существует, и будет дно. От которого можно оттолкнуться. - Есть такое соображение, вовсе не мной придуманное. Поэзия проиграла конкуренцию новым "энергоемким" жанрам. Музыке, в ее современном виде, например. И поэтому ушла со сцены. Очередь - за прозой. - Совершенно не обоснована. Это простейший экстраполяционный прогноз, сделанный по последним наблюдениям. Все подобные прогнозы отличаются тем, что никогда не сбываются. Книга и зубная паста - Профессиональные писатели - кто они? Сразу вспоминается: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". Однако лично мне в последнее время кажется, что предмет торга - это зачастую именно "вдохновенье". То есть, тебе говорят: напиши нам роман со звездолетами, трудными альфа-центаврийскими буднями и чтобы там свергли диктатора. - Насколько мне известно, бывает решительно все. От ситуации: "мы вам даем кучу денег, а вы нам что-нибудь пишете" до той, что описана у Кинга в "Мизери". Но это скорее характерно для так называемой "жанровой литературы"; в "большой литературе" играют по другим, более изощренным, правилам. А в общем, повторяю, бывает все, что мы можем вообразить. И не исключено, что кое-чего мы вообразить не в состоянии. - Андрей Геннадьевич, такой вопрос. А никогда не было чувства, что все. Планка. Мол, я добился в этом жанре всего, чего можно было добиться. Или - я написал свою лучшую вещь? - Я бы сформулировал иначе: "Все смертельно надоело, надо заняться чем-то новым". - Говорят: талант всегда найдет себе дорогу. И что же, находит? - "Вода дырочку найдет". Но лучше, если процесс будет в пределах приличий - и, так сказать, подконтрольный сознанию. А то последнее время с этим проблемы, в моде спонтанность - поэтому "большая" литература сейчас напоминает собой подъезд неподалеку от пивного ларька. - В тему. Наш общий знакомый Саша Силаев только что получил, пожалуй, одну из самых престижных литературных премий - "Дебют". И что? На него посыпались предложения публиковаться? Ну, хорошо, у Саши и до премии выходила книжка. А есть, например, победитель "Дебюта" позапрошлого года Сергей Шаргунов. Констатировали: очень талантливый молодой автор. И где его "собрание сочинений"? - По-моему, Силаев и до "Дебюта" опубликовал все - в журналах. Но это так, в сторону - а по существу: никакие награды, премии, титулы и прочая пыль не влияют на издательскую судьбу. Это абсолютно независимые потоки реальности. - Мне-то кажется, что ситуация очевидна. Издательствам "оригинальные" авторы нужны так же, как китайцам желтуха. Чтобы попасть в обойму, следует писать максимально форматно, то есть, скажем, косить под Бушкова, Сорокина, Стругацкого, наконец. А иных вариантов нет. - Знаешь, ты немножко прав, но в основном нет. Главная ошибка - считать, что издательствам вообще нужны авторы - любые. Если бы удавалось получать новые рукописи, минуя такую дурацкую инстанцию, они давно бы это сделали. Им не нужен ни Бушков, ни Сорокин, ни я, ни Силаев. Лишняя деталь. И говорить об "обойме" в наше время тоже достаточно бессмысленно. "Обойма" - понятие десятилетней давности. "Может быть, мы их просто проигнорируем?" - Ваше поколение писателей очень часто упрекают в "мрачности". Постоянно сталкиваюсь с такими оценками в журналах, на литературных сайтах. Дескать, все у "учеников Стругацких" муторно, прямо ложись и умирай. - Прежде всего настроение читателя, который раздражен и мрачен, и страшно хочет, чтобы его в этой мрачности ублажали. Вот написал Барон (Алексей Барон - красноярский фантаст) утопию, причем хорошо написал - и где пресловутый общественный резонанс? Мы с Ирой (супругой Ириной Андронати) пишем сейчас вполне светлые и оптимистические вещи - и нас обвиняют в измене принципам... А, в общем, я согласен: писать "чернуху" легко, издают ее охотно - это верняк, - а читатель хавает и балдеет. Ладно, переживем и это. Еще пару лет назад было хуже. Главное мы все-таки сделали: уцелели под страшнейшим натиском с Запада. Не без потерь, но уцелели. Отстояли позиции, можно сказать. Остальное рано или поздно приложится. - Долгое время спорили: есть постмодернизм или нет его. Постмодернисты смеялись. Теперь спорят: закончилась эпоха постмодерна или нет. Ерофеев говорит: "говноедская позиция постмодернизма"… - Недавно был на встрече с Робертом Шекли. Ему очень долго задавали исключительно умный вопрос - что-то о новых технологиях в деле управления народами, электронных правительствах и так далее. Он выслушал все это и сказал: "Может быть, мы их просто проигнорируем?" - Вы сами-то кого в последнее время читаете? - Как всегда, бессистемно. За последнюю неделю: Дэвида Вебера (рекомендую; правда, издали всего два тома, а я уже прочитал восьмой), Грейвса, Тацита, Прашкевича, Ле Карре "Маленькую барабанщицу" (раз пятый уже)... О заповедном - Происходящее в телевизоре, в газетах, за окном, наконец, влияет на творчество? Ну, то есть, не "гражданина", а писателя Лазарчука это задевает? - В телевизоре у нас в основном всякое кино, газет не существует, а за окном стоит лес. Так что да - влияет, и самым положительным образом. - Андрей Геннадьевич, писателей принято спрашивать о заповедном: как быть, что делать, едят ли курицу руками… Вы, случаем, ответов на эти вопросы не знаете? Интеллигенция ждет, говорят. - Главное знаю: курицу руками едят. Так и передайте интеллигенции. Но перед этим руки надо бы мыть. С мылом. Это к вопросу "Что делать?"
|
Беседовал Дмитрий ЗАХАРОВ
Опубликовано в газета "Ориентир" № 4 (2004 год)
|