Новости | Писатели | Художники | Студия | Семинар | Лицей | КЛФ | Гости | Ссылки | E@mail
 

 

 

 

 

 

 

 

Марина САВИННЫХ

 

П Р О Е К Т

 

КРАСНОЯРСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЛИЦЕЙ

 

Авторы:

Солнцев Р.Х., главный редактор журнала
“День и Ночь” , сопредседатель Союза
российских писателей;

 

Наумова-Саввиных М.О.,
зав. кафедрой культуры Красноярского
высшего педагогического училища № 2

при участии

Астафьева В.П., писателя,

Курганова С.Ю., учителя высшей категории,
автора книг и статей по проблемам формиро
вания устной и письменной речи детей.

 

г. Красноярск - 1998 г.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЛИЦЕЙ – специализированное образовательное учреждение, система реализации условий и возможностей дополнительного литературного образования детей, проявивших способности к литературному творчеству.

  1. Мы исходим из предположения, что сложившаяся в массовой школе практика преподавания литературы не способствует развитию в человеке потребности в общении с автором литературного произведения и стремления к формированию собственного авторского слова. Литературно одаренный ребенок в массовой школе не находит собеседников, способных его понять, оказывается отчужденным, как от ровесников, так и от педагогов-взрослых: вне специфической педагогической поддержки и вне особой среды общения пишущих детей и взрослых, его литературная одаренность либо гибнет, либо , с большим трудом выживая, приводит к опасным перекосам в развитии индивидуальности (аутизму, замкнутости, странности поведения и т.п.). Пишущий стихи или прозу ребенок чаще всего остается один на один как с миром литературы, так и со сложным, непонятным для него самого миром собственного таланта.
  2. В мировой практике давно сложились формы дополнительного образования для школьников, проявляющих особые способности в области музыки, изобразительного искусства, спорта. Существует множество музыкальных, художественных, спортивных школ, клубов и кружков с давно определившимися программами, формами отбора детей, методами образования.

По существу единственной формой систематического литературного образования остается Литературный институт, который имеет разработанные программы культурологического и собственно литературного обучения, мастерские, в которых признанные поэты, прозаики, критики и драматурги имеют возможность напрямую общаться с одаренными студентами. Фактически только в студенческом возрасте человек обретает разновозрастное сообщество, “лицейское братство” людей, живущих литературой. Но в Литературный институт попадают единицы, большинство же пишущих школьников, не получая поддержки, перестают писать. Множество интересных неповторимых голосов оказываются не услышанными, потерянными для культуры.

  1. Кроме того, в силу своей отдаленности от территорий, лежащих за Уралом, общественно-политических установок и эстетических вкусов руководства, Московский Литературный институт перестал играть в современной культуре России эталонную роль - не вызывает сомнений все большее отталкивание т.н. “провинциальной” культуры от традиционных центров, интенсивное развитие региональных “ядерных” зон эстетического освоения мира, характеризующихся высоким художественным уровнем и “пассионарностью”, с очевидностью исчезающей в столице.

Вышеизложенные соображения представляются нам достаточными для констатации необходимости создания Литературного Лицея.

  1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЛИЦЕЙ, предполагаемая образовательная практика которого тесно связана с высокой духовной традицией Золотого века российской культуры - интеллектуальными, художественными и нравственными достижениями Пушкинской эпохи, нашедшими педагогическое преломление в деятельности Царскосельского Лицея, ориентирован на осуществление следующих гуманитарных идей:
  • идею диалогической сущности культуры: единства исторической жизни конкретной человеческой личности и “надисторической” переклички носителей Духа, авторов собственной речи (М.М.Бахтин), людей разных культурных эпох, возрастов, религиозных, научных и политических ориентаций;
  • идею воспроизводства культурных ценностей, “повышения разности потенциалов” культурного целого (о.П.Флоренский), в условиях унификации и усреднения, свойственных современному этапу развития цивилизации,в неразрывном единстве с культивированием и осмыслением новых ценностей и форм.
  • идею непрерывного образования как развертывания личностной истории, “незаместимой” составляющей которой является детство;
  • идею включения читающего и пишущего ребенка в специфическое гуманитарное образовательное пространство ,начиная с младшего школьного возраста;
  • идею творческого общения художественной интеллигенции с одаренной молодежью, до сих пор не нашедшую полноценного воплощения.

5. При построении проекта дополнительного литературного образования школьников мы можем опереться на опыт и научные исследования целого ряда отечественных авторов.

Первым и, безусловно, удачным опытом построения такого образования в России был Царскосельский Лицей. Помимо большого количества общеобразовательных дисциплин, аналогичных имеющимся в современной школе, в Лицее была предусмотрена особая работа с воспитанниками, проявлявшими интерес к литературному творчеству. Огромное значение имело участие в этой взросло-детской жизни больших профессиональных литераторов (Карамзина, Жуковского), которые видели в этой молодежи своих первых читателей, а иногда и соавторов.

В современной педагогической практике мы имеем ряд удачных попыток организации детского литературного творчества в виде литературных студий ( Вл.Глоцер – Москва, В.Левин – Харьков, Э.Горюхина – Новосибирск ).

Под руководством московского философа В.С.Библера была создана образовательная концепция "Школы диалога культур". Было показано, что гуманитарное образование может быть построено вокруг задач и проблем, не имеющих однозначного решения и потому требующих самостоятельного поиска и творческой писательской работы. Единицей такой работы стало детское учебное литературное произведение.

Методы работы с детскими учебными произведениями, разработанные в теории и практике Школы Диалога Культур, были использованы при создании Центров внешкольного гуманитарного образования (В.Осетинский, И.Манко, И.Соломадин, В.Литовский и др., Харьков).В основу программ обучения могут быть положены разработки Российского Государственного Гуманитарного Университета (В.С.Библер, А.В.Ахутин,И.Е.Берлянд), группы “Московский културологический лицей” (С.С.Неретина, Т.Б.Михайлова), комплекса “Зимородок” (г.Новосибирск, Ю.Л.Троицкий, Н.И.Кузнецова,В.И.Касаткина), лаборатории гуманитарного образования частной гимназии “Очаг” (г.Харьков. Е.В.Медреш, И.М.Соломадин, В.Осетинский).

Организационная сторона проекта.

  1. Красноярская писательская организация, редакция журнала для семейного чтения "День и Ночь" в течение последних лет вели большую работу по выявлению литературно одаренных детей, а также школ, в которых проводится конструктивная работа с пишущими детьми. Анализ материалов наблюдения показывает, что Красноярская экспериментальная школа “Универс” № 106 занимает среди таких школ лидирующее место. Это позволяет рассматривать школу “Универс” в качестве предпочтительной базы для создания Литературного Лицея.
  2. Литературный Лицей – специализированное учреждение дополнительного образования школьников, действующее на основе типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации №223 от 7 марта 1995 года (в редакции Постановления Правительства РФ от 22 .02.97 № 212). Основой его деятельности являются
  • сочетание бюджетного, спонсорского и самофинансирования (за счет вносимой родителями платы за обучение);
  • распределение учебного времени учащихся с учетом ихзагруженности в общеобразовательной школе (общая нагрузка на одного учащегося - от 8 до 10 часов в неделю, гибкий график учебного процесса);
  • сочетание “обязательного учебного блока”, необходимого и достаточного набора обязательных учебных дисциплин, которые не изучаются в общеобразовательной школе, но являются неотъемлемой частью специального литературного образования и индивидуальной (индивидуально-групповой ) работы Мастера с учениками;
  • сочетание образовательной и творчески-продуктивной деятельности Мастеров и учеников;
  1. Образовательные структуры Лицея состоят

— из обязательного гуманитарного учебного блока

– и творческих Мастерских:

ЛИРИКА
ФАНТАСТИКА, ПРИКЛЮЧЕНИЯ, ДЕТЕКТИВ
ТЕАТРАЛЬНАЯ И КИНОДРАМАТУРГИЯ
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
ПУБЛИЦИСТИКА (включая ТЕЛЕПУБЛИЦИСТИКУ с подготовкой ТЕЛЕВЕДУЩИХ)
ИСКУССТВО СЛОВА И РЕКЛАМА

Мастерскими руководят профессиональные писатели, авторы-исполнители, критики, журналисты. Подготовительный и теоретический блоки реализуются силами педагогов Красноярской экспериментальной школы № 106 и специалистами соответствующих кафедр высших учебных заведений на договорной основе.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Полное развертывание структур Лицея рассчитано на период 1998 – 2001 гг.

1998–1999 уч.год. Организационный этап. “Программа-минимум”.

  1. Оформление организационной документации, оборудование и приспособление помещений к осуществлению различных видов образовательной деятельности. Сентябрь – октябрь 1998 г.
  1. Запуск блока “НАЧАЛО”.
  • диагностика и прием детей начальной школы (2 – 3 класс) – сентябрь 1998 г.
  • работа детских групп по программам “Загадки слова”, “Вечный думатель”, Игра в театр.

Октябрь 1998 – май 1999 гг.

  1. Запуск “временно поддерживающего” блока
  • диагностика и прием детей средней школы (5 – 7 класс) – сентябрь 1998 г.
  • работа Мастерских - октябрь 1998 - май 1999
  1. Запуск “временно репетирующего” блока (10 – 11 класс)
  • прием слушателей – сентябрь 1998 г.
  • работа курсов довузовской общефилологической и гуманитарной подготовки
  • работа Мастерских

октябрь 1998 – май 1999

  1. Запуск Отделения Дистантного обучения – до декабря 1998 года.

 

ПРОГРАММА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.

По итогам отчетного периода:

  1. Функционирование основных программ и структурных единиц Лицея.
  2. Аналитический материал устной и письменной речи лицеистов (тексты, магнитофонные записи), отзывы, ссылки, рецензии специалистов.
  3. Публикации детских произведений в краевых и республиканских литературных и литературно-публицистических периодических изданиях.
  4. Выпуск сборников детских произведений, совместных сборников взрослых и детей в сотрудничестве с государственными и частными издательствами.

КРАСНОЯРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ЛИЦЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Муниципальный Гуманитарный Лицей – специализированное образовательное учреждение, система реализации условий и возможностей дополнительного культурологического образования детей, проявляющих интерес к гуманитарному знанию и стремящихся к словесному творчеству.

1.1. Мы предполагаем, что при условии расширенного и углубленного, по сравнению с общеобразовательной школой, преподавания словесности и других гуманитарных дисциплин, с одной стороны, и формирования специфического разновозрастного круга общения читающих и пишущих людей, с другой, ребенок, интересующийся миром культурных ценностей и художественного слова, получает дополнительные возможности для становления и развития собственных читательских и авторских способностей.

1.2. ЦЕЛЬЮ образовательного процесса в Гуманитарном Лицее является становление квалифицированного читателя.

Квалифицированный читатель

способен вести продуктивный диалог с авторами произведений культуры и другими читателями, то есть

  • способен понять автора произведения культуры;
  • выразить свое понимание в различных “реагирующих” читательских жанрах, в форме, предполагающей понимание других (эссе, рецензия, заметки на полях, суждения вкуса и т.п.);
  • воспроизводить в сознании множество вариантов прочтения, не совпадающих друг с другом; и видеть, что произведение может не совпадать ни с одним из вариантов его прочтения;

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, предоставляемого Гуманитарным Лицеем, определяется учебной деятельностью по освоению различных “форм общения”, которые продуцируются произведениями культуры в единстве с развитием способности учащихся к построению собственного учебного произведения. Вслед за М.М.Бахтиным мы понимаем чтение как включение человека в диалог с античными, средневековыми, нововременными, современными авторами, как проникновение в умонастроенность различных культур и эпох, с непременным сохранением собственного "избытка видения". Таким образом, современное образование предполагает приобщение учащегося человека к “диалогу культур” (В.С.Библер).

1.4. ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в Гуманитарном Лицее разрабатываются на основе следующих предположений:

предполагается, что квалифицированный читатель в современных условиях не вырастает один на один с книгой. Для его развития необходимо построение учебного сообщества понимающих культуру людей ( см. исследования Е.Е.Шулешко, Г.А.Цукерман, И.Е.Берлянд, А.Н.Юшкова и др.). Детское учебное сообщество в своем становлении проходит определенные стадии:

– сначала ребенок учится удерживать “предмет понимания”, общий для всех участников беседы (автора произведения, учителя, товарищей) – это может быть само произведение культуры как целое, читательская интонация или литературоведческое понятие; учится высказывать мнение о предмете понимания, оформлять это мнение словесно или в виде рисунка (схемы), делать свое понимание ясным для других участников разговора, в этом ему помогают учитель и другие ученики.

– на следующем этапе работы ребенок учится слышать и воспроизводить (словесно, в рисунке, в схеме) понимание другого участника разговора (ученика или взрослого). Итогом этого этапа является способность воспроизвести как одновременно существующие свою и чужую точку зрения. Постепенно дети начинают осознавать это как проблему, попадают в “точку удивления” ( В.С.Библер), сосуществование различных мнений перерастает в спор. Возникает необходимость обоснования своей позиции, более глубокого понимания позиции собеседника.

Каждый из членов учебного сообщества может оформить историю становления понимания того или иного произведения культуры этой группой в учебном произведении.

Центральной точкой приложения сил взрослого и детей является оригинальный авторский текст.

Представляется важным включение в образовательный процесс философских, культурологических, науковедческих и литературоведческих произведений, которые рассматриваются не только как источники норм и образцов понимания, но и как высказывания людей, так или иначе оформивших свою читательскую позицию и интонацию чтения.

Не менее существенным нам кажется поиск каждым учащимся собственной читательской интонации и речевых жанров ее оформления.

По нашим наблюдениям, в учебном сообществе, длительно работающем под руководством взрослого литератора, культуролога, философа, постепенно вырабатываются определенные вкусовые оценки, язык обсуждения произведений, стиль речевого поведения.

Важно, чтобы в рамках одного и того же образовательного учреждения возникали разные типы детских учебных сообществ (возможно, под руководством разных педагогов). Необходимо создавать условия для их общения и взаимного обогащения, культивирование гуманитарного многоязычия (язык классической диалектики, язык структуралистов, язык Бахтина, и т.д.).

Возможно, что внутри такой долгой и кропотливой читательской, литературоведческой, культурологической работы кто-то из участников учебного сообщества станет профессиональным писателем, кто-то – философом или историком, журналистом или литературным критиком, математиком, глубоко интересующимся историей и философскими основаниями своей науки, или педагогом, ориентированным на ценности гуманитарного образования. Но для того, чтобы этот уникальный авторский голос обнаружился, необходимо длительное воспитание читателей, способных его услышать.

2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

2.1. Красноярский муниципальный гуманитарный Лицей дополнительного образования создается на базе Красноярской экспериментальной школы “Универс” как ее структурное подразделение.

2.2. Деятельность детей в Лицее осуществляется в соответствии с

– распределением учебного времени учащихся с учетом их загруженности в общеобразовательной школе (общая нагрузка на одного учащегося - от 8 до 10 часов в неделю, гибкий график учебного процесса);

– сочетанием необходимого набора учебных дисциплин, которые не изучаются в общеобразовательной школе или изучаются недостаточно глубоко и обширно для интересующихся этой сферой детей, подлежащего освоению в “академической манере”, и индивидуальной (индивидуально-групповой) работы Мастера с учениками в Мастерских;

– сочетанием образовательной и творчески-продуктивной деятельности Мастеров и учеников;

2.3. Основные учебные курсы обеспечиваются силами специалистов Лицея и приглашенных преподавателей, преимущественно высшей школы, по программам, предложенным ими; Мастерскими руководят профессиональные писатели, журналисты, критики и другие деятели гуманитарной сферы;
содержание деятельности творческой Мастерской определяется Мастером с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образования.

2.4. Дети, обучающиеся в начальной общеобразовательной школе принимаются в Лицей на основе собеседования, которое проводится ведущими специалистами Лицея.

Дети, обучающиеся в средней и старшей общеобразовательной школе, при поступлении в Лицей предоставляют в Приемную комиссию вступительную Творческую работу.

2.5. При приеме детей Лицей знакомит их и их родителей с документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. С родителями и учащимися заключается Договор.

3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ.

3.1. Основным источником финансирования Лицея как структурного подразделения Красноярской экспериментальной школы “Универс” являются бюджетные ассигнования;

3.2. Дополнительными источниками финансирования являются средства, вносимые родителями (представителями) учащихся в качестве платы за предоставление дополнительных образовательных услуг, а также добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА

  1. АСТАФЬЕВ ВИКТОР ПЕТРОВИЧ, писатель, лауреат многочисленных – отечественных и зарубежных - литературных премий; на протяжении многих лет оказывает благотворительную и творческую поддержку талантливой литературной молодежи; в Красноярске четвертый год существует фонд имени Астафьева для поддержки молодых авторов в разных видах искусства. Основной идеолог проекта.
  2. СОЛНЦЕВ РОМАН ХАРИСОВИЧ, писатель ( поэт, прозаик, драматург) , сопредседатель Союза Российских писателей, член правления Красноярской писательской организации, главный редактор журнала “День и Ночь”. Вдохновитель и организатор собирания и издания детских произведений, в 1995 году в Красноярске вышла книга “Пегас ворвался в класс”, в которую вошли произведения более, чем 200 красноярских школьников. Журнал “День и Ночь” из номера в номер помещает “Синюю тетрадь”, странички литературного творчества детей и подростков.

    Руководитель проекта, предполагаемый руководитель Мастерской лирики и драматургии.

  3. НАУМОВА-САВВИНЫХ МАРИНА ОЛЕГОВНА, писатель, член Союза российских писателей, член правления Красноярской писательской организации, первый лауреат Астафьевского фонда, редактор отдела детского творчества журнала “День и Ночь”, педагог (педагогический стаж – с 1978 года), преподаватель литературы и искусства Красноярского педагогического колледжа № 2, автор статей по проблемам гуманитарного образования.

    Разработчик проекта; предполагаемый директор Лицея, педагог 1 (начального) курса Лицея, руководитель Мастерской.

  4. КУРГАНОВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ, учитель высшей категории, специалист по детской психологии, автор более сорока публикаций по проблемам формирования устной и письменной речи детей; в 1987–1997 гг. осуществил экспериментальное обучение детей по программам Школы диалога культур на базе Красноярской экспериментальной школы “Универс” № 106, одним из важных результатов которого стали яркие достижения выпускников экспериментального класса в области художественного, в том числе литературного, творчества.

    Разработчик проекта; предполагаемый консультант в области становления авторской речи детей и подростков.

  5. ФРУМИН ИСАК ДАВИДОВИЧ, кандидат педагогических наук, директор Красноярской экспериментальной школы “Универс” № 106, зав. кафедрой общей педагогики Красноярского государственного университета; обладает многолетним опытом разработки и осуществления образовательных проектов, в том числе связанных с гуманитарными образовательными технологиями.

    Руководитель организации, под эгидой которой предполагается осуществление проекта; консультант в области проектирования и организации.

  6. НЕЗДОЛЕЙ ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА, преподаватель теории музыки, педагог

    индивидуального обучения игре на фортепиано, исследователь проблем художественного восприятия, декан факультета Дошкольного образования Красноярского государственного педагогического училища № 2, прошла полный курс в проекте “Метрополис”. Участник разработки организационной стороны проекта, предполагаемый заместитель директора по организационно-хозяйственной части.

Участие добровольцев в проекте всячески приветствуется: формы участия самые разнообразные - от прямого вхождения в образовательный процесс в качестве преподавателей, руководителей “пилотных” курсов и т.п., до предложений, выдвижения гипотез, обоснования связанных с проектом идей.

 

С 1 по 25 сентября Приемная Комиссия Красноярского Муниципального Гуманитарного Лицея дополнительного образования принимает заявления от своих абитуриентов и их родителей.

 

 

 

 
 

 

Красноярский Муниципальный Гуманитарный Лицей готовится к большому плаванию. Дети и взрослые, так или иначе причастные к его появлению на свет, надеются на попутный ветер - на ваше, дорогие сограждане, благосклонное внимание и поддержку, материальную или моральную. И спасибо всем тем, кто уже помог и помогает!